Пандемия обнажила необходимость быстрой трансформации. Девиз «Do or Die» стал актуальным как никогда — или ты успеваешь вслед за меняющейся внешней средой, или ты просто не выживаешь. Я имею в виду бизнес.
Те, кто не смог быстро адаптироваться к новым условиям, очень быстро оказались «за бортом»: не ушедшие в период локдауна в онлайн компании сегментов retail, сферы услуг, образования и индустрии развлечений испытали резкое падение выручки, а в ряде случаев и вовсе были вынуждены продать бизнес. Компании, которые не сумели оперативно наладить внутреннюю коммуникацию и координацию бизнес-процессов на удаленке, потеряли клиентов. Не отыскавшие путей диверсификации — когда то, что всегда работало раньше, вдруг перестало — лишились доли рынка.
В каком-то смысле сфере консалтинга оказалось проще пережить пандемию. Как в силу «виртуальности» результата интеллектуального труда, который по сути является продуктом консалтинговых компаний, так и благодаря тому, что, когда прошел первый шок, многим компаниям понадобился квалифицированный совет, как жить дальше. И именно здесь услуги консультантов оказались максимально востребованными. Думаю, мир постковидного периода никогда не будет прежним. В этом смысле все изменения, которые произошли за последний год с небольшим, можно назвать необратимыми.