НСФР: банки в РФ должны знать о наступлении страхового случая у клиента
МОСКВА, 27 ноя — ПРАЙМ. Банки в России часто не знают о наступлении страхового случая у застрахованного заемщика, поэтому они могут получить информацию только от самого клиента или его наследников, которые могут не знать о наличии кредита и страховки, говорится в пояснительной записке Национального совета финансового рынка (НСФР) к доработанному ко второму чтению проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)".
В мае Госдума приняла в первом чтении законопроект, обязывающий банки РФ в случае смерти застрахованного заемщика требовать погашения задолженности по кредиту со страховщика, а не с наследников. Документ, внесенный группой депутатов от "Единой России" во главе с Натальей Костенко, призван защитить наследников заемщика от необоснованного взыскания задолженности по потребительскому кредиту (займу), если она может быть полностью или частично погашена за счет страхового возмещения.
Сейчас при оформлении кредита с заемщиком заключается договор страхования его жизни и здоровья. При этом зачастую банк, представитель которого оформлял договор страхования одновременно с кредитным договором, указан в качестве выгодоприобретателя. И при наступлении страхового случая, например при инвалидности или смерти заемщика, страховое возмещение получает банк. При этом наследники могут не обладать информацией о заключенных заемщиком договорах кредита и страхования.
"Использованная… формулировка "событие, имеющее признаки страхового случая" не соответствует законодательным требованиям и, как следствие, характеризуется недопустимой правовой неопределенностью. …обязанность страховщика произвести страховую выплату возникает только при наступлении страхового случая — совершившегося события, предусмотренного договором страхования или законом, а не просто события, имеющего признаки страхового случая", — указывается в пояснительной записке, которая есть в распоряжении РИА Новости.
"В то же время для обращения к страховщику с требованием о страховой выплате выгодоприобретатель должен иметь информацию о наступлении страхового случая. Однако на практике выгодоприобретатель такой информацией чаще всего не располагает и может получить указанную информацию только от самого застрахованного лица или его наследников (родственников), которые, в свою очередь, могут не знать о наличии кредита и/или страховки. Таким образом, возможность оперативного получения информации о наступлении страхового случая у кредитора – выгодоприобретателя чаще всего отсутствует", — говорится в ней.
В пояснительной записке указывается, что при этом даже после наступления страхового случая, например, по договору личного страхования, погашение кредита может продолжаться в установленном порядке, а при неисполнении обязательств по договору потребительского кредита (займа) кредитор исходит из того, что погашение в соответствии с договором должно осуществляться своевременно, в связи с чем выносит такую ссудную задолженность на просрочку и может начать процедуру взыскания.
https://1prime.ru/banks/20231127/842377535.html