МАГНИТОГОРСК, 21 фев - Прайм, Гульнара Вахитова. Банк России готовит проект рекомендаций кредитным организациям на предмет сохранения деловой репутации в социальных сетях, который будет основан на обобщении опыта российских и иностранных банков, сообщил заместитель начальника главного управления безопасности и защиты информации ЦБ РФ Артем Сычев в кулуарах VI Уральского форума "Информационная безопасность банков".

Российские банки в последние месяцы столкнулись с смс-рассылкой клиентам, в которой сообщалось о якобы имеющихся у банка проблемах, что спровоцировало отток клиентов из ряда региональных кредитных организаций. Смс-сообщениями и слухами в интернете эти лица не ограничиваются, сея плохие настроения и панику при помощи провокаций с участием людей.

В конце прошлого года первый зампред ЦБ Алексей Симановский назвал это информационной войной, которая на региональном уровне похожа на хорошо организованные партизанские вылазки и в условиях которой ЦБ скорректировал информационную политику. При этом отметил, что Банк России будет опровергать ложные слухи о состоянии банков и предложил уголовно наказывать тех, кто такую информацию распространяет.

"Основную работу по обобщению опыта мы провели, я думаю, что в первом квартале текущего года мы закончим формировать текст рекомендаций, а дальше в установленном порядке проведем обсуждение на площадке Технического комитета N122. Это будет рекомендация в области стандартизации", - сказал Сычев.

В основном только у крупных кредитных организаций отработаны технологии мониторинга того, какая информация появляется о них, отметил Сычев.

"В отсутствии единой методологии банки не всегда знают, с какой стороны подойти к этому вопросу. Поэтому наша задача как регулятора очень простая – обобщить опыт кредитных организаций, посмотреть на опыт международный и предложить вариант, как это можно делать. Но не в таком варианте: вы используйте такое средство. Это не предмет рекомендаций. Предмет рекомендаций – на что обратить внимание, как такую работу строить, какие источники максимально критичны, с какой периодичностью это делать", - пояснил замначальника управления.

БАНКОВСКАЯ ТАЙНА

Он отметил, что банки особенно беспокоит утечка конфиденциальной информации - банковской тайны. "Мы подошли к этой проблеме, расширив область понимания обычных DLP-технологий (технологий предотвращения утечки конфиденциальной информации - ред.) на мониторинг социальных сетей. Мы пытаемся сформировать рекомендации, как стандартизовать ту деятельность, которой большинство крупных банков и так занимаются. Для других она либо слишком сложна, либо они не знают, с какой стороны к ней подойти", - пояснил замначальника управления.

Вместе с тем, указал Сычев, специалисты ЦБ при подготовке рекомендаций консультировались с самими кредитными организациями. Он также отметил, что российский регулятор изучил американский и европейский опыт, добавив, что в Европе и США DLP в корпоративной системе безопасности являются нормой. "Опыт Китая в меньшей степени нам интересен, в силу особенности регулирования вопросов информационной безопасности в этой стране. Например, доступ к некитайским социальным сетям из сетей на территории Китая запрещен", - сказал он.

ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ

По словам Сычева, Центробанк видит присутствие на рынке риска деловой репутации банков, который является риском каждого коммерческого банка в отдельности. "Негативную информацию в массовом порядке публикуют в социальных сетях. Имеются факты, когда сотрудники некоторых банков публикуют информацию о деятельности своих организаций, которую они не должны были бы разглашать. Это может негативно влияют на имидж организаций, - считает он.

Социальные сети интересны тем, что обхват аудитории у них максимальный и информация распространяется мгновенно, указал Сычев. "Возникает некий эффект, характерный для психологии толпы. Социальные сети ускоряют этот процесс. И в результате эффект от распространения информации по каналам социальных сетей гораздо масштабнее", - пояснил он.

Подобные публикации могут повлиять на устойчивость не только отдельной кредитной организации, но даже вызвать нестабильность в регионе, отметил замначальника управления. Массовые смс-рассылки негативного характера, например: "Срочно забирайте деньги, у банка N отзывают лицензию", не имеют под собой никакой почвы, подчеркнул представитель ЦБ. "Как правило, это проявление недобросовестной конкуренции или месть обиженного клиента. Но по факту подобные рассылки могут вылиться в проблемы, в том числе финансовые, для банка", - добавил он.