МОСКВА, 5 фев – Прайм. ЦБ РФ разъяснил банкам порядок применения антиотмывочных поправок, требующих выявлять бенефициарных владельцев клиентов. Соответствующее письмо согласовано с Росфинмониторингом и опубликовано в Вестнике Банка России.

Бенефициарным владельцем считается физлицо, которое в конечном счете прямо или косвенно владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом-юрлицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Кто будет устанавливать дополнительные критерии бенефициарного владения, законодатели не прописали, чем вызвали массу вопросов у банковского сообщества.

ЦБ еще осенью пообещал банкирам подготовить методические рекомендации, которые позволят более внятно подходить к новым требованиям. Одновременно, готовится проект закона, расширяющий полномочия Банка России по установлению требований к идентификации бенефициаров.

Кроме критериев бенефициарного владения, которые прописаны в законе, банки должны учитывать еще ряд факторов. ЦБ указывает в письме, что конечным собственником может являться физлицо, которое имеет право или возможность на основании договора с клиентом оказывать прямо или через третьих лиц существенное влияние на решения клиента. К примеру, если физлицо может воздействовать на решения по сделкам, в том числе несущим кредитный риск и на существенные условия этих сделок или оказывать влияние на величину дохода клиента.

ТОНКОСТИ, КОТОРЫХ НЕТ В ЗАКОНЕ

Владеть клиентом могут несколько физлиц, в том числе родственники. В таком случае кредитная организация должна рассматривать каждого из них в качестве бенефициара и до приема компании на обслуживание выяснить сведения о бенефициарах (ФИО, гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты и так далее).

Если банку не удалось выявить бенефициарного владельца клиента-юрлица, таким владельцем признается его единоличный исполнительный орган. Банку следует зафиксировать причины, по которым невозможно выявить бенефициарного владельца.

ЦБ рекомендует банкам для минимизации риска вовлечения в проведение операций, целью которых может быть отмывание доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, определить в правилах внутреннего контроля процедуры проверки сведений о бенефициаре. Так, банкам рекомендовано проверять, числится ли бенефициар в перечне организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

В случае отказа клиента от предоставления информации о бенефициаре банк имеет право не заключать с ним договор банковского счета или расторгнуть договор, если клиент уже находится на обслуживании. Кроме того, банк вправе отказаться от проведения операции, которую распорядился совершить клиент.

Банк имеет право включать в договор с клиентом его обязанность предоставлять данные о бенефициарах. Кроме того, для идентификации бенефициаров, банк может проводить анкетирование в форме запросов клиентам, изучать их учредительные документы, проводить устный опрос клиента с занесением установленной информации в его досье, использовать СМИ и интернет, а также иные меры на свое усмотрение.