МОСКВА, 24 дек - Прайм, Екатерина Потапова. Большинство российских банков устойчивы к негативному развитию ситуации на фондовом рынке, которое может сложиться из-за сворачивания развитыми странами, в первую очередь США, политики количественного смягчения (QE), говорится в "Обзоре финансовой стабильности" Банка России.

Сворачивание QE, скорее всего, приведет к повышению процентных ставок и всплеску волатильности на финансовых рынках, предупреждает ЦБ.

В последние годы из-за низких ставок в развитых странах глобальные инвесторы активно вкладывались в активы развивающихся стран, что приводило к росту стоимости этих активов и сокращению премий за риск. Теперь же существует риск обратного процесса, когда повышение базовых ставок и изменение ожиданий участников рынка повлечет за собой значительное снижение стоимости активов развивающихся стран.

ЦБ провел оценку последствий снижения стоимости фондового портфеля российских банков. На 1 сентября 2013 года вложения в долговые ценные бумаги составляли 11% активов банковской системы, в долевые ценные бумаги – 1%. Переоценка портфеля ценных бумаг потенциально может оказать существенное влияние на отдельные банки и банковский сектор, говорится в обзоре. Стрессовый сценарий предполагает рост доходностей российских государственных облигаций на 200 базисных пунктов, прочих облигаций - на 350 базисных пунктов, а также снижение стоимости акций на 25%.

"Результаты анализа показали, что в целом большая часть банковской системы устойчива к негативному развитию ситуации на фондовом рынке с точки зрения достаточности собственных средств. Норматив достаточности капитала в целом по банковской системе после стресса оценивается в 12,1% против 13,4% на 1 октября 2013 года", - отмечается в обзоре.

ВЛИЯНИЕ НА СВОПЫ

Негативные последствия ужесточения политики ФРС США могут реализоваться через рынок свопов, поскольку для этих операций характерны валютные и процентные риски.

В России основными инструментами на рынке свопов во втором и третьем кварталах 2013 года были процентные свопы в одной валюте (IRS), которые составляли более половины объемов рынка, и кросс-валютные свопы (CCS), составлявшие около трети рынка. Основными валютами были рубль и доллар: на них приходилось более 90% сделок. Операции носили преимущественно среднесрочный характер.

По оценкам Банка России, при росте процентных ставок на 200 базисных пунктов и обесценении рубля на 30% потери отечественных банков по операциям "процентный своп" не превысят 10 миллиардов рублей. Однако в будущем, учитывая динамичное развитие рынка процентных свопов, риски участников могут увеличиться.

Банк России отмечает значительную долю нерезидентов на этом рынке – более чем в 95% операций одним из контрагентов являлась иностранная компания или дочерняя структура иностранного банковского холдинга, зарегистрированная в России. При этом, по данным ЦБ, операции на рынке носят преимущественно внутригрупповой характер.

"Потенциальные убытки российских банков по процентному каналу являются умеренными. При этом оценочное снижение норматива Н1 (достаточности капитала) ниже уровня 10%, выявленное по итогам стресс-тестирования процентного риска у отдельных банков, зачастую связано не столько с масштабом отрицательной переоценки портфеля, сколько с низким показателем достаточности капитала банков еще до стресса", - заключает ЦБ.