МОСКВА, 18 дек - Прайм, Екатерина Потапова. Банки РФ подготовились к выполнению с 1 января новых законодательных требований по возмещению клиентам несанкционированно списанных с карт денежных средств. В результате в новогодние каникулы клиенты банков, не предоставившие контактные данные, могут остаться с заблокированными картами, причем на совершенно законных основаниях, выяснил "Прайм".

С 1 января 2014 года вступает в силу статья 9 закона о национальной платежной системе (НПС), которая устанавливает, что банк обязан информировать клиента о каждой транзакции по карте путем направления уведомления. При этом способ информирования может быть разным и зависит от условий договора.

Если в течение одного дня после получения уведомления гражданин заявит в банк, что операция по карте была совершена без его согласия, либо карта утеряна, то банк обязан незамедлительно возместить ему списанную сумму. Если же такого сообщения от клиента не поступит в течение одного дня, банк освобождается от обязанности возмещать деньги.

В Банке России агентству "Прайм" сообщили, что в настоящее время практически все кредитные организации, использующие электронные средства платежа, готовы к выполнению новых требований, а несколько кредитных организаций должны завершить подготовку до конца года.

По словам директора департамента карточных и дистанционных технологий Росбанка Андрея Грачева, с технической точки зрения все банки, в том числе и Росбанк, готовы, так как никаких принципиально новых технических способов уведомлений клиентов за последний год не появилось. Практически все они уже реализованы банками в системах дистанционного банковского обслуживания (ДБО), считает эксперт.

КАК БУДУТ ИНФОРМИРОВАТЬ

В "ВТБ 24" отмечают, что процедура информирования клиентов во вступающем в действие законе недостаточно проработана. "Тем не менее, мы сделаем все возможное, чтобы выполнить новые требования. SMS – не единственный способ уведомления клиентов о совершенных ими операциях, также есть e-mail, выписка в мобильном и интернет-банке, выписка в банкомате", - сообщили в банке.

Росбанк предложит своим клиентам спектр решений, в числе которых SMS-информирование и интернет-системы ДБО, говорит Грачев. Вместе с тем, по его словам, не все способы могут быть применены ко всем категориям клиентов. "Не всякий бухгалтер компании будет в восторге от SMS-сообщений с транзакциями по корпоративным картам сотрудников, приходящими даже на служебный телефон", - пояснил он.

Грачев также отмечает, что ни SMS, ни электронная почта не являются средствами с гарантированной доставкой. "Думаю, что это скоро подтвердится и судебной практикой - при отсутствии электронной цифровой подписи и уведомлений о доставке доказать, что клиент получил сообщение, сложно", - прогнозирует он.

"Для нас важно, чтобы клиенты банка могли свободно пользоваться банковскими продуктами. Вместе с тем мы не можем не выполнить требования закона, поэтому, если у нас не будет номера мобильного телефона клиента на момент вступления в силу статьи 9 ФЗ "О НПС", вполне допускаю, что мы будем использовать альтернативные каналы уведомления клиента, например, письма по электронной почте или что-то еще", - отмечает начальник отдела развития альтернативных каналов продаж Райффайзенбанка Наталия Масарская.

АКТУАЛЬНЫ ЛИ ДАННЫЕ О КЛИЕНТАХ?

Ряд банков, например, Национальный резервный банк (НРБ), Ситибанк на своих сайтах разместили объявления для клиентов, в которых попросили граждан актуализировать контактную информацию.

По мнению Грачева, для банков, реализующих политику "знай своего клиента", актуализация контактной базы клиентов - не проблема.

Райффайзенбанк заверяет, что всегда работает c актуальными контактными данными своих клиентов. "Мы обновляли номера мобильных телефонов не только в последние месяцы, но и в прошлом году, и ранее", - сообщила Масарская. При этом она уверена, что клиент не меньше банка должен быть заинтересован в том, чтобы у финансового института, в котором он обслуживается, был актуальный номер его мобильного телефона.

"Информацию о клиенте мы актуализируем каждый раз, когда он обращается в банк. Это касается и номера телефона", - сообщили в "ВТБ 24".

Тем не менее, в любом банке есть "спящие" клиенты, не совершающие операций в течение многих лет. Обновить (или подтвердить) контактные данные таких клиентов иногда действительно и сложно, и затратно, отмечает Грачев.

БУДУТ ЛИ БЛОКИРОВАТЬ КАРТЫ?

Разные банки намерены использовать разные подходы в работе со "спящими" клиентами. "Основания для блокирования банковской карты определяются договором между банком и клиентом. Если в порядок использования карты включена обязанность клиента предоставлять банку актуальную информацию о номере своего мобильного телефона, то в случае неисполнения этой обязанности банк вправе в соответствии с договором блокировать карту", - прокомментировали ситуацию с возможной блокировкой карт в ЦБ.

НРБ предупреждает на сайте, что имеет такое право в случае непредоставления необходимой информации. Ситибанк отмечает, что в случае отсутствия у банка актуального номера мобильного телефона он имеет право приостановить доступ к функциям банковской карты. Ограничения не распространяются на банковские операции, осуществляемые в отделениях Ситибанка, и не подразумевают блокировки средств на счетах, закрытия счетов, ограничения входящих платежей.

Масарская также не исключает временной блокировки Райффайзенбанком карт клиентов, не предоставивших банку актуальных контактных данных. "Но это крайний случай, и пока говорить о нем преждевременно", - подчеркивает она.

Банк "ВТБ 24" не планирует применять какие-либо санкции к скрытным клиентам. Очень лоялен к своим клиентам и Росбанк. "Мы не считаем, что блокировка карт - действительно хороший способ обновить информацию о клиентах. На новогодних праздниках многие клиенты будут на отдыхе, и лишить их доступа к собственным средствам только потому, что у клиента не нашлось времени актуализировать контактную информацию в банке, будет неправильно", - говорит Грачев.

Вместе с тем, по его словам, Росбанк обязательно будет отслеживать отправку и, по возможности, доставку уведомлений, чтобы планомерно получить от клиентов максимум информации.