Палладий побил исторический рекорд и готов к новым вершинам
МОСКВА, 23 дек — ПРАЙМ. Уходящий год стал весьма удачным для металлов платиновой группы (МПГ), чему способствовал целый ряд факторов, начиная от непоспевающих за растущим спросом объемов производства, до общей нестабильности в мировой экономике, когда инвестиционный интерес к драгоценным металлам, в том числе в качестве надежных активов, имеет свойство повышаться.
Особенно ярко на отраслевом небосклоне в 2019 году заблестел палладий, который буквально за две недели до Нового года впервые в своей истории коснулся отметки в две тысячи долларов за унцию. При этом еще несколькими днями ранее его цена оказалась выше абсолютного рекорда стоимости золота. В общей обойме металлов платиновой группы продолжала свой рост менее успешная, но такая же драгоценная платина.
"Мы предполагали рост цен на МПГ, хотя палладий превзошел наши ожидания", — прокомментировали РИА Новости итоги года в "Норникеле", крупнейшем в мире производителе никеля и палладия.
Эксперты и участники рынка сходятся во мнении, что общий позитивный тренд для платиноидов сохранится и в следующем году. Вместе с тем основной интригой остается вопрос его продолжительности и интенсивности. Так, некоторые игроки указывают на возможность роста палладия до 2,5 тысячи долларов за унцию уже в середине 2020 года, а другие ожидают куда более скромных результатов.
От платины стремительных взлетов не ждут, однако ее стоимость сможет поддерживаться на приличных уровнях, в частности, за счет сохранения инвестиционного спроса и предполагаемой стабилизации потребления со стороны ювелирного сектора. Объем перепроизводства этого металла, согласно прогнозам, должен сократиться.
ПРИЧИНЫ РОСТА
Главными факторами востребованности палладия называют "дизельгейт", увеличение спроса на бензиновые автомобили, рост популярности гибридов, а также ужесточение экологических норм. Около 80-85% добываемого палладия используется в каталитических нейтрализаторах выхлопных газов. В основном палладий выпускают в России и ЮАР (занимают по 40% рынка), около 10% получают от переработки вторичного сырья. При этом резкое увеличение производства сегодня практически невозможно.
"С начала 2019 года котировки палладия прибавили более 55%. Основная причина роста та же, что и в прошлые годы – дефицит физического металла на рынке. Это, в том числе, связано с тем, что регуляторы ежегодно продолжают усиливать требования к выбросам углекислого газа в автомобилях, что приводит к росту спроса на палладий, который активно используется при выпуске катализаторов для бензиновых двигателей", — отмечает эксперт ИК "Велес Капитал" Ярослав Калугин.
Аналитик "Открытие Брокер" Оксана Лукичева добавляет, что дефицит палладия и снижение его запасов наблюдаются уже несколько сезонов, однако этой осенью присоединилось несколько новых триггеров, позволивших подогреть рынок. В частности, по техническим причинам в третьем квартале сократил выпуск платиноидов "Норникель", также падают показатели компаний Vale и Glencore в Канаде.
Кроме того, продолжаются проблемы у производителей платиноидов в ЮАР, такие как ремонты, забастовки, спад добычи руды в целом. В начале декабря внезапное наводнение в этой стране привело к крупнейшим за последние годы отключениям электроэнергии, в связи с чем пострадали рабочие графики компаний Harmony Gold, Impala Platinum и Sibanye-Stillwater.
ПРОГНОЗЫ И ЦЕНЫ
В последующие несколько лет "Норникель" (мировой лидер по запасам палладия) прогнозирует сохранение превышения объемов потребления над производством на рынке. Так, в 2020 году ожидается дефицит примерно в 0,5 миллиона унций против 0,4 миллиона в 2019 году.
"Прогноз по цене палладия на 2020 год составляет 1,8-2,1 тысячи долларов за унцию. Поддержку показателю окажет ожидаемое усиление дефицита в связи с постепенным восстановлением рынка бензиновых и гибридных авто (спрос на металл вырастет в следующем году на 3-7%); недостаточный объем инвестиций в горно-добывающую структуру в странах-лидерах по добыче металла; невозможность создания таких структур в короткие сроки; увеличение спекулятивного интереса к металлу", — рассказал РИА Новости управляющий директор рейтингового агентства НКР Дмитрий Орехов.
По мнению Лукичевой, отставание производства палладия от спроса продлится в течение следующих трех-четырех лет, но в итоге компенсируется за счет новых месторождений и сбора лома. "Новые крупные проекты по производству палладия ориентировочно начнут запускаться в 2022-2026 годах (например, новый совместный проект "Норникеля" и "Русской платины" в Арктике)", — пояснила эксперт.
По модельным расчетам "Открытие Брокер" среднегодовая стоимость палладия в 2019 году предварительно составляет 1 тысяча 538,5 доллара, в 2020 году — на уровне 2 тысяч долларов за унцию.
СПЕКУЛЯТИВНАЯ ОПАСНОСТЬ
Вместе с тем большинство экспертов отмечают, что палладий – крайне спекулятивный металл с невысоким относительно золота и серебра уровнем ликвидности, и всего несколько крупных фондов могут как взвинтить, так и обрушить котировки. Возможен также вариант, когда при достижении определенного уровня стоимости палладия автопроизводителям станет проще использовать альтернативный металл, например платину (используется при выпуске катализаторов для дизельных двигателей). Однако пока такая замена изучается и имеет технологические сложности.
"Важно понимать, что справедливой стоимости на металл не существует, и спекулятивный спрос может привести к удвоению цен даже с текущих уровней (примерно 1950 долларов) за унцию. Однако я крайне не рекомендую участвовать на рынке палладия в текущих условиях и на текущих уровнях – ни в сторону роста, ни на понижение", — отметил аналитик ИК "Велес Капитал".
"Рынок палладия довольно узкий, спекулятивные длинные позиции продолжают расти: за декабрь выросли на 5% (по отчету Commodity Futures Trading Commission от 10 декабря). При этом при текущих ценах уже опасно увеличивать длинные позиции, но и опасно входить в шорт", — считает Лукичева.
Эксперт "Финама" Алексей Калачев отмечает, что ажиотажный биржевой спрос на сырьевые товары никогда не длится слишком долго. Если цена зашкалит за пределы, которые может себе позволить промышленность, она начнет возвращаться. Рост себестоимости производства катализаторов рано или поздно заставит искать технологическую замену подешевле.
ПЕРСПЕКТИВЫ ПЛАТИНЫ
Драйверами текущей цены на платину (более 900 долларов за унцию), как указывает Орехов из НКР, являются сокращение добычи металла (в 2019 году ожидается спад на 11% в основном из-за ремонтов на фабриках в ЮАР, которая обеспечивает около половины предложения) и рост спроса (может составить порядка 5-7%) прежде всего за счет сильной инвестиционной составляющей.
В этом году котировки платины прибавили почти 17% на фоне рекордно высокого притока в ETF фонды в размере около 0,8 миллиона унций. "Покупка металла ETF фондами привела к образованию дефицита в размере порядка 0,6 миллиона унций, однако запасы платины (above ground stocks) находятся на достаточно высоком уровне (2-2,5 миллиона унций), чего вполне достаточно для покрытия на долгие годы", — отметил Калугин.
"В то же время спрос со стороны промышленности снижается, тогда как предложение остается практически на месте. Без покупок со стороны ETF фондов рынок платины остается в профиците. В 2020 году ожидается движение цены в широком коридоре от 800 до 1000 долларов в зависимости от позиционирования спекулянтов на фьючерсном рынке", — добавил он.
По оценкам НКР, в 2020 году профицит платины на мировом рынке составит около 600 тысяч унций, а ее цена будет находится в диапазоне 800-900 долларов за унцию. Среднегодовая стоимость платины в 2019 году, по данным "Открытие Брокер", ожидается на уровне 862 доллара, в 2020 году – 922 доллара за унцию. В целом фундаментальных оснований для активного роста металла на ближайшем горизонте не прослеживается.
https://1prime.ru/articles/20191223/830727420.html