Спасти нельзя похоронить. Времени на решение судьбы "Вим-Авиа" все меньше
МОСКВА, 30 окт - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Ситуация с авиакомпанией "Вим-Авиа", прекратившей полеты из-за финансовых проблем, близится к разрешению. Как сообщил глава Минтранса Максим Соколов, министерство дало поручение Росавиации рассмотреть план бизнесмена Бориса Карлова по выводу авиакомпании из кризиса и представить свою позицию властным структурам.
На данный момент кредиторская задолженность "Вим-Авиа", по данным Росавиации, составляет около 10 млрд рублей, из которых около 7 млрд рублей — перед кредитными организациями, лизингодателями, аэропортами и топливо-заправочными комплексами. Сообщалось, что Карлов и его компания Aurora Investments совместно с банками-кредиторами и сотрудниками финансовой дирекции "Вим-Авиа" представили Минтрансу и Росавиации план выхода из кризиса. Подробной информации по плану пока нет, известно лишь, что он рассчитан на три месяца.
По словам министра, для выработки позиции Росавиации необходимо понимание готовности инвесторов вкладываться в спасение компании. В зависимости от дальнейшего развития ситуации, сертификат эксплуатанта "Вим-Авиа" может быть восстановлен.
На минувшей неделе в авиакомпании произошли кадровые перестановки. Ее гендиректором назначен Вячеслав Кононенко, ранее занимавший должность первого заместителя генерального директора по оперированию "Трансаэро". Прежнего гендиректора "Вим-Авиа" Александра Кочнева суд отправил под домашний арест.
КАК СПАСАТЬ КОМПАНИЮ
Опрошенные "Прайм" эксперты разошлись в оценке перспектив и необходимости спасания компании. "При наличии у инвестора достаточной суммы денег, осуществить реанимацию "Вим-Авиа", выведя ее из текущего состояния "искусственной комы" вполне возможно", - уверен исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.
Логика предельно простая – нужно, во-первых, достаточно оперативно урегулировать вопрос с кредиторами, поскольку без этого даже те самолеты, которые не возвращены, лизингодателям и не задержаны за неуплату, не смогут подняться в небо. Второй вопрос – урегулировать взаимоотношения с персоналом, который остается в компании - людям надо выплатить долги по зарплате и удержать коллектив. Третье – убедить, помимо кредиторов, еще и чиновников в том, что предложенный план реалистичен и не приведет в случае реализации к проблемам с безопасностью полетов, а также не будет в ущерб интересам пассажиров, пояснил он.
Проще говоря, важно договориться с заинтересованными сторонами и показать серьезность намерений, что должно подтверждаться большими инвестициями. По ряду оценок, нужно не менее 2 млрд рублей, чтобы удовлетворить самые острые претензии со стороны поставщиков услуг. Затем необходимо переформатировать бизнес компании, сократить парк, чтобы снизить издержки и сконцентрироваться на наиболее потенциально доходных направлениях бизнеса. Судя по информации в СМИ, предложенный план спасения "Вим-Авиа" как раз объединяет все это, отметил Пантелеев.
СРОКИ
По его словам, действовать нужно максимально быстро. После приостановки свидетельства эксплуатанта у перевозчика есть около трех месяцев для восстановления операционной деятельности. Иначе лицензию автоматически аннулируют, и юридическое лицо будет уже не авиакомпанией. После этого никакого смысла восстанавливать что-либо не будет. Кроме того, нельзя растерять ценный высококвалифицированный персонал, прежде всего, летный состав. Без зарплаты и перспектив люди долго не выдержат, а свободных вакансий на сегодняшнем рынке достаточно.
При этом с точки зрения рынка было бы хорошо успеть поднять самолеты на новогодние праздники, являющиеся у нас "высоким сезоном". Но для этого уже надо договариваться с заказчиками рейсов. "Полагаю, что если в ближайший месяц не последуют какие-либо конкретные шаги со стороны потенциального инвестора, дальше возобновление деятельности компании пойдет куда как сложнее", - предположил Пантелеев.
ЧУДЕС НЕ БЫВАЕТ
В свою очередь, главный редактор портала "Авиа.Ру" Роман Гусаров полагает, что сейчас ни рынку, ни регуляторам, ни пассажирам спасение "Вим-Авиа" не нужно. "По большому счету, как выяснилось, оно не нужно даже ее владельцам. Чудес не бывает, да и зачем? Можно сколько угодно держать безнадежного больного на аппаратах искусственного дыхания, но здоровее и сильнее он от этого не станет", - рассуждает эксперт. По его мнению, рынок все расставил по своим местам, и сейчас единственное, что может спасти перевозчика – появление благотворителя, готового безвозмездно подарить компании 10-15 млрд рублей.
При этом уход "Вим-Авиа" не окажет серьезного влияния на рынок регулярных перевозок, отметил Гусаров. Он напомнил, что компания резко наращивала объемы на фоне общей стагнации. Например, в 2016 году, когда не рос никто, они выросли на 30%. "Понятно, что эту долю у кого-то "откусили", доведя пассажиропоток до 2 млн пассажиров в год. Но по результатам нынешнего года это не более 2% всего объема перевозок, да и то без учета иностранных авиакомпаний. Такую долю заместят довольно легко и быстро", - считает эксперт.
Возможен лишь некоторый ажиотаж вокруг чартеров весной, когда начнется активный туристический сезон. Но и этого можно избежать, если туроператоры уже сейчас прикинут будущие объемы и разместят заявки, чтобы авиакомпании успели нарастить парк широкофюзеляжных магистральных самолетов, возможно, переведя на себя часть парка той же "Вим-Авиа". Конечно, турбизнес будет недоволен ростом цен на авиаперевозки, поскольку так, как "Вим-Авиа" больше никто не демпингует. Но это не должно сильно удорожить турпакет. Доля перелета в нем не так велика, и компании, желающие удержаться на плаву, будут экономить на чем-то другом, уверен эксперт. По его мнению, в большей степени на цену туров повлияют валютные курсы.
https://1prime.ru/articles/20171030/828078265.html