Проектное управление - необходимое условие для перехода на новую структуру экономики
Глеб Никитин, первый заместитель министра промышленности и торговли России
МОСКВА, 03 мая – МОСКВА. Внедрение проектной деятельности в государственное управление – приоритетная задача на годы вперед. Изменение структуры российской экономики невозможно без изменения системы управления ею. В связи с этим проектная деятельность видится, если не панацеей, то непременным условием поступательного и эффективного развития как промышленности и управления ею – в целом, так и человеческого капитала, в частности.
Минпромторг начал системное внедрение принципов проектного управления с 2016 года. На проектной основе работают Фонд развития промышленности (ФРП), субсидии на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и конструкторских работ, а также субсидии на проценты по инвестиционным кредитам. ФРП помог нам не просто пережить очень непростые 2014-2016 годы, при его участии были заложены основы новой промышленной политики.
Сейчас можно констатировать, что организационный этап пройден. В министерстве создан Центр управления проектами в промышленности, который помогает нам с методологией и сопровождением проектов, а также повышает уровень компетенций всех участников этой деятельности в министерстве.
В настоящее время в Минпромторге завершился сбор предложений по формированию портфеля проектов. Мы получили 22 проектных предложения от отраслевых департаментов по всем приоритетным направлениям деятельности министерства. Для их оценки использовались такие ключевые параметры, как увеличение выпуска высокотехнологичной продукции, экспортный потенциал проекта, наличие необходимой инфраструктуры, и другие. В эту работу активно включились и регионы. Через Департамент региональной промышленной политики Минпромторга к нам поступило уже более 80 проектных предложений от 34 субъектов Российской Федерации, которые были утверждены ведомственным координационным органом и переданы на рассмотрение в Президиум Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Во-первых, мы сознательно отбирали те проекты, которые бы не являлись "перелицовкой" заведомо известных инициатив, дословно взятых из стратегических документов. Во-вторых, мы руководствовались принципом: "ресурсы должны соответствовать задачам".
ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ И БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ
Вводя проектное управление в Минпромторге мы столкнулись с рядом сложностей. Прежде всего, отсутствовало четкое разграничение между проектами различных масштабов, что затрудняло их оценку и понимание конечных результатов всеми участниками процесса. Эта проблема успешно решается по мере повышения компетенций участников проектной деятельности.
Вторая проблема – мотивация сотрудников. Сейчас премиальный фонд – это в большей степени дополнительная зарплата. Им можно наказать, но не простимулировать. Для решения этой задачи мало дать почувствовать вкус "быстрой победы". Мы также планируем внедрить систему бонусных и премиальных поощрений. Повышение мотивации и введение четкой бонусной системы требует законодательных "настроек" как в закон о госслужбе, так и в Бюджетный кодекс России. Повторюсь, эти вопросы прорабатываются – и, надеюсь, в скором времени по ним будет принято взвешенное решение.
Не стоит забывать и о нематериальном поощрении. Иной раз нематериальные стимулы для отдельных сотрудников могут быть куда более эффективными, нежели материальные выплаты.
Еще одним актуальным вопросом по внедрению проектного управления в министерствах и последующей реализации приоритетных проектов является привлечение сторонних, независимых экспертов-оценщиков. Минпромторг принципиально не против этого формата работы, дело опять же за четкими законодательными рамками этого процесса. В связи с этим любопытен опыт проектной деятельности в Британии, где действующий с 2016 года единый координационный орган по проектной деятельности – Government Major Projects Portfolio (GMPP, Центр управления крупнейшими проектами с госучастием) стал объединенной платформой для развития всей инфраструктуры Соединенного королевства. Этот орган действует при аналоге российского Минфина, а роль оценщика выполняет ревизионная группа крупнейших проектов (The Major Projects Review Group, MPRG). Эта группа состоит как из госслужащих, так и пула независимых экспертов. В ее задачи входит оценка реализуемости проекта, финансовой стороны вопроса, а также ключевых этапов планирования проекта.
В заключение подчеркну, что Минпромторг возлагает большие надежды на проектную деятельность. Мы уверены, что она поможет повысить экспортный потенциал нашей промышленности, и мы будем делать на этом акцент. Кроме того, мы решили пойти дальше: на первом заседании координационного органа проектной деятельности Минпромторга России, состоявшимся на прошлой неделе, было принято решение о том, что к осеннему перераспределению бюджетных денег будут подготовлены предложения о возможных корректировках уже на основании проектного подхода.
Однако не нужно делать из проектной деятельности фетиш – это вредит как успешным флагманам-проектам, так, в конечном счете, и всей структуре промышленной политики. Следует избегать так называемой двойной системы управления. На более низком уровне это значит, что линейная система не должна работать в ущерб системе проектной – и наоборот. Кроме того, крайне важно избегать "борьбы за ресурсы" и широкого распространения принципа "кого не жалко", когда руководители принимают решение о направлении в проектные команды неквалифицированных или безынициативных сотрудников, полагая, что ценных сотрудников неплохо бы приберечь для нужд собственных подразделений.
Надеюсь, со временем проектное видение станет базовой моделью во всех отраслях промышленности, где присутствует установка не на процесс преобразований, а на конечный результат.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Любые оценки и прогнозы, высказанные экспертом, являются его собственным мнением.
https://1prime.ru/articles/20170503/827420974.html