О стратегии экономического развития России
Глеб Никитин, первый заместитель министра промышленности и торговли России
МОСКВА, 19 апр – ПРАЙМ. Экономическая стратегия государства должна ориентироваться не просто на решение общих задач создания благоприятного инвестиционного климата или поддержания макроэкономической стабильности, но и на решении задач структурной модернизации российской экономики, увеличении доли промышленности в ВВП.
Задача, прямо скажем, не новая: структурная политика занимала одно из центральных мест еще в программе реформирования начала 2000-х годов. Тем не менее, ее решение остается актуальным.
В документах стратегического планирования до недавнего времени преобладал слишком общий подход, когда промышленность как совокупность отраслей материального производства не рассматривалась в качестве отдельного объекта государственной экономической политики – в отличии, скажем, от сельского хозяйства или энергетики.
Наше видение перспективных направлений во многом строится на общей для экономики концепции, но с определенными изменениями и отличиями. Важно обеспечить качественную инвестиционную политику, благоприятный инвестиционный климат, приток частных инвестиций. Речь здесь не только об институциональном улучшении деловой среды, но и об активном участии государства в стимулировании капитальных вложений в промышленность, поддержке структурных изменений, развитии среднего промышленного бизнеса.
Важна и внешнеторговая политика. То, что на уровне экономики в целом обозначено как "поддержка несырьевого экспорта и импортозамещения" должно находить свое продолжение и для промышленности. Это технологическая политика, действия в сфере территориального планирования и логистики. Разумеется, наиболее эффективное решение о целесообразном месте строительства промышленных объектов может принять только инвестор. Но государство может воздействовать на принимаемые решения, изменяя состояние сфер и факторов, определяющих решения бизнеса, в том числе, улучшая состояние всех видов инфраструктуры и обеспечивая потенциальные производства соответствующими условиями и ресурсами. Оставляя за предпринимателями решения об инвестировании, в рамках стратегических усилий по развитию промышленности государство должно обозначить и зафиксировать приоритеты региональной промышленной политики – не с точки зрения предпочтительных отраслей, а с позиции размещения производительных сил и развития производственных взаимосвязей, в том числе сетевых.
КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ
Во-первых, - это понимание важности развития отдельных отраслей и проектов, выраженное в стратегических приоритетах, стратегиях национальной безопасности, научно-технического, инновационного развития и других.
Во-вторых, - это готовность к активным практическим действиям, отраженная в формировании и реализации пакета государственных программ.
В-третьих, – поддержка инфраструктуры промышленного роста, институтов развития – от инновационных (Сколково и Агентство стратегических инициатив) до практически-ориентированных (Фонд развития промышленности).
В-четвертых, это проведение государственной корпоративной политики, задействование ресурсов государственных корпораций в развитии промышленности.
Пятое – это оптимизация участия государства в промышленной сфере. "Повышение качества государства" в масштабе экономики в целом для промышленности означает усилия по развитию государственной корпоративной политики. Это означает стимулирование предприятий, для которых собственником и основным заказчиком является государство (в первую очередь – в оборонно-промышленном комплексе) к расширению диверсификации продукции, расширению технологической интеграции и взаимообмена отраслей промышленности, исключение автономизации отраслей или создания вертикально-интегрированных отраслевых комплексов, невосприимчивых к инновациям, минимизацию отрицательного воздействия на конкуренцию между российскими промышленными предприятиями. И тут перед нами стоит задача выхода на принципиально новый уровень взаимодействия. На наш взгляд, эффективным решением может стать реализация механизмов государственно-частного партнерства и заключение специальных инвестиционных контрактов, рассчитанных на долгосрочное сотрудничество. Необходимо создавать дополнительные преференции потенциальным инвесторам, чтобы стимулировать их вклад в общее развитие стратегических отраслей.
Поэтому сейчас важно обеспечить развитие правового регулирования института специального инвестиционного контракта для начала крупномасштабного государственно-частного партнерства в промышленности. Пришло время в промышленной политике делать ставку на рост частных, а не государственных инвестиций в промышленности.
Шестое, – решение вопросов социального эффекта промышленной политики. Многие из полезных институциональных реформ до сих пор не реализуются из-за опасений социальных последствий и возможных политических потерь. Классический пример – моногорода, советское наследие, с которым до сих пор не удалось полностью справиться. В результате краткосрочных социально-ориентированных решений консервируются неэффективность и отсталость, поддержание высокой занятости оказывается приоритетным по сравнению с необходимостью преобразования неэффективных производств. Поиск баланса социальных и экономических целей является отдельной задачей промышленной политики. Такой баланс должен обеспечивать формирование ответов на вызовы, связанные с состоянием и динамикой трудовых ресурсов и человеческого капитала. Дефицит квалифицированных трудовых ресурсов в нашей экономике уже существует и требует пересмотра политики на рынках труда. Нам надо создать и поддерживать условия для исключения переориентации высвобождаемых работников на деятельность за пределами промышленных комплексов (в торговле, сфере услуг, малом предпринимательстве), повышения мобильности трудовых ресурсов в интересах развития промышленных предприятий.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Любые оценки и прогнозы, высказанные экспертом, являются его собственным мнением.
https://1prime.ru/articles/20170419/827381493.html