Андрей Карабьянц, обозреватель Агентства экономической информации "Прайм"

МОСКВА, 12 апр - ПРАЙМ. Основной производственный актив компании New Stream -  Антипинский НПЗ в Тюменской области - наращивает выпуск моторного топлива за счет оптимизации производства и переработки мазута как собственного, так и закупленного у сторонних предприятий. Ввод в строй УГПМ (установки глубокой переработки нефти) значительно повысил эффективность и конкурентоспособность New Stream по сравнению с вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) в условиях налогового маневра.

МАЗУТ НЕ В ТОПКУ, А НА ПЕРЕРАБОТКУ

Согласно сводке ЦДУ ТЭК, поставки нефти в марте на Антипинский НПЗ мощностью 9 млн т/г составили 614,2 тыс. т. По данным New Stream, в прошлом месяце на заводе было переработано 616 тыс. т нефти, а также мазут, поставленный с Марийского и Омского НПЗ. Мазут является остаточным топливом нефтепереработки и используется в качестве топлива в коммунальном хозяйстве, на ТЭЦ и ТЭС.

New Stream в середине 2014 г. взяла под свой контроль Марийский НПЗ, который находился на грани банкротства. Компании удалось повысить эффективность производства, увеличить объемы переработки и начать модернизацию завода. Однако глубина переработки на Марийском НПЗ пока остается низкой и не превышает 60%, поэтому выход мазута остается значительным. С целью оптимизации производственных процессов остаточное топливо с этого предприятия направляется на Антипинском НПЗ, где на УГПМ его перерабатывают и получают светлые нефтепродукты. По сообщениям участников рынка, объем поставок может достигать 60 тыс. т/мес.

Кроме того, в марте впервые был закуплен у сторонних предприятий мазут для переработки на Антипинском НПЗ. Партия объемом 30 тыс. т по железной дороге была доставлена с Омского НПЗ, принадлежащего "Газпром нефти". В апреле также планируется закупить на рынке и переработать 30 тыс. т мазута. Впоследствии объем закупок может быть увеличен до 40 тыс. т/мес.  

В России все еще производится большое количество мазута, несмотря на повышение глубины переработки на НПЗ страны. По данным ЦДУ ТЭК, в первом квартале 2017 г. производство мазута в России уменьшилось на 7,2% по сравнению с тем же периодом годом ранее - до 14,1 млн т. 

В конце 2016 г. министр энергетики РФ Александр Новак сообщил, что средняя глубина переработки в России достигла 79,2%, увеличившись за год на 5%. Это стало возможным благодаря проведению модернизации на российских НПЗ в рамках четырехсторонних соглашений между нефтяными компаниями, ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом.

Антипинский НПЗ полностью выполнил свои обязательства в соответствии соглашениями между нефтяниками и регуляторами. При этом руководство New Stream сделало ставку на создание современного высокотехнологичного производства, где выпуск мазута сведен к нулю.

СВОЕВРЕМЕННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ - ЗАЛОГ УСПЕХА

В сентябре 2016 г. на Антипинском НПЗ была введена в строй УГПМ проектной мощностью 4,2 млн т/г. УГПМ позволила довести глубину переработки до 98% - показатель, соответствующий лучшим НПЗ мира. Работа УГПМ основана на двух основных процессах: вакуумная перегонка мазута и замедленное коксование гудрона. Это обеспечит увеличение производства светлых нефтепродуктов - прежде всего, дизельного топлива.

"Мы теперь в состоянии у любого завода принять мазут - не нефть, а мазут - и глубоко его перерабатывать. В дизель Евро - 5, например," - заявил президент Группы New Stream Дмитрий Мазуров.

Ставки на переработку мазута и выпуск дизельного топлива экономически обоснованы в связи с растущей разницей в цене между этими нефтепродуктами. С 1 января 2017 г. экспортная пошлина на мазут сравнялась с экспортной пошлиной на нефть, что сделало экспорт мазута малорентабельным или даже убыточным.

По результатам торгов на СПбМТСБ, в конце прошлой недели мазут стоил 9 167 руб./т, а летнее дизельное топливо - 35 843 руб./т. По сравнению с концом прошлого года разница в цене между этими нефтепродуктами увеличилась примерно на 2200 руб./т. Разница в цене продолжит расти в связи с завершением отопительного сезона и повышением спроса на дизельное топливо в весенне-летний период.

Переработка мазута может приносить значительную прибыль, но для этого необходимо иметь соответствующие производственные мощности. Наличие УГПМ позволяет использовать сложившуюся благоприятную конъюнктуру и максимально эффективно углеводородное сырье.

НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ

В настоящее время Антипинский НПЗ выпускает только прямогонный бензин, используемый для технических целей. Производство автомобильного бензина стандарта Евро - 5 планируется начать в конце лета этого года, после запуска в эксплуатацию установки изомеризации мощностью 600 тыс. т/г. Кроме того, на заводе ведется строительство комплекса гидрокрекинга мощностью 2,7 млн т/г, что позволит еще больше повысить эффективность производства и увеличить выход светлых нефтепродуктов. Ввод в эксплуатацию установки запланирован на 2019 г.  

New Stream имеет собственный экспортный канал - терминал Мохнаткина Пахта под Мурманском - но внутренний рынок является для компании приоритетным. В условиях олигополии, царящей в нефтегазовой отрасли России, развитие независимой нефтепереработки имеет особое значение, поскольку она способна обеспечить внутренний рынок необходимыми нефтепродуктами, в том числе бензином - наиболее востребованным видом моторного топлива.

НАЛОГОВЫЙ МАНЕВР - ТЕСТ НА ВЫЖИВАЕМОСТЬ

Из-за налогового маневра и повышения акцизов на моторное топливо многие российские НПЗ, даже входящих в состав ВИНК, сейчас работают с низким уровнем рентабельности или даже приносят убытки. Налоговый маневр подразумевает снижение экспортных пошлин на нефть при одновременном увеличении базовой ставки НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых).

Один из топ-менеджеров "Газпром нефти" Алексей Урусов в интервью корпоративному журналу выразил надежду, что "доходность переработки в центральной части России из минусовой зоны перейдет хотя бы в небольшой плюс за счет адаптации цен".

В центральной России "Газпром нефти" принадлежит Московский НПЗ и на паритетных началах с "Роснефтью" Ярославский НПЗ (ЯНОС). Значение Московского НПЗ для рынка столицы и ее окрестностей переоценить трудно - он обеспечивает 30% потребностей региона в моторном топливе.

На прошлой неделе глава "Лукойла" Вагит Алекперов озвучил планы компании продать Ухтинский НПЗ мощностью 4 млн т/г в связи с убыточностью этого предприятия. По данным компании, глубина переработки на Ухтинском НПЗ составила 69% в 2015 г, когда было переработано 3,3 млн т нефти. В прошлом году объем переработки был снижен до 2,75 млн т с целью сокращения убытков.

Ряд средств массовой информации сообщили о намерении "Роснефти" избавится от трех НПЗ самарской группы - Куйбышевского, Новокуйбышевского и Сызраньского - из-за их низкой рентабельсноти. Позднее эта информация была опровергнута, но перерабатывающие предприятия крупнейшей нефтяной компании России испытывают серьезные проблемы, поскольку техническая оснащенность многих заводов "Роснефти" находится на низком уровне. В конце прошлого года на встрече с Владимиром Путиным глава "Роснефти" Игорь Сечин сообщил, что средняя глубина переработка на НПЗ компании достигла 71,2%. В России этот показатель в 2016 г. составил 79,2%, а у "Лукойла", ближайшего конкурента "Роснефти", - 85%. 

Налоговый маневр и неблагоприятная рыночная конъюнктура стали серьезным испытанием для ВИНК и для российской нефтепереработки в целом. Не все нефтяные компании пройдут это испытание без потерь.