Сергей Лысаков, Главный редактор Агентства экономической информации "Прайм"

 

МОСКВА, 10 апр – ПРАЙМ. России грозят новыми санкциями из-за поддержки президента Сирии Башара Асада. Возможные ограничительные меры могут обсудить на встрече "большой семерки" уже в конце мая.

Официальным поводом для введения новых антироссийских санкций может стать якобы нарушение Москвой своих обязательств по вывозу химического оружия из Сирии.  Это одна из вероятных тем повестки дня на встрече глав внешнеполитических ведомств США, Великобритании, Канады, Германии, Франции, Италии Японии, которая состоится сегодня, 10 апреля.

Со стороны США и Великобритании в адрес России уже посыпались обвинения в невыполнении обязательств по ликвидации сирийского арсенала химического оружия. С такими заявлениями, в частности, выступил госсекретарь США Рекс Тиллерсон. При этом он прозрачно намекнул, что Россия стала соучастницей в его применении. 

Решение отменить визит министра иностранных дел Великобритании Бориса Джонсона в Москву, который был запланирован на 10 апреля, также связано с ужесточением позиции в отношении России после обвинений в применении сирийскими войсками химического оружий в провинции Идлиб. Комментарии британского МИДа о том, что позицию в отношении Москвы сформулирует глава американского Госдепа, чтобы передать "четкое послание русским", говорит о нарастании жесткой антироссийской риторики со стороны США и их ближайших союзников.

Лондон обсуждает с партнерами меры давления на Дамаск и его союзников

Вряд ли такую однозначную позицию займут крупные европейские страны. Но не исключено, что под давлением США соответствующие резолюции, а в дальнейшем и санкции, скорее всего, появятся.

ПОЧЕМУ ВИНОВАТА МОСКВА?

Обвинения Москвы, обладающей более чем 100-летним опытом производства химических поражающих веществ в военных целях и почти 30-летним опытом его массовой утилизации, в некомпетентности по утилизации химических боезапасов, со стороны Тиллерсона звучат довольно смехотворно.

Еще в середине 2014 года последняя часть химического арсенала Сирии была вывезена из страны. Подтвердила это и Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО). Более того, последняя партия отравляющих веществ была доставлена в конце июня 2014 года на американское судно, которое должно было их утилизировать. За операцию по уничтожению химического оружия в Сирии ОЗХО в 2013 году даже получило Нобелевскую премию мира – "за важный вклад в дело уничтожения химического оружия".

Теперь получается, что, либо вклад уважаемой международной организации оказался не столь велик, либо химическое оружие в Сирии всплыло вновь. Тогда возникает главный вопрос: Кто его доставил на территорию Сирийской республики? 

Вопрос также в том, кем именно было применено химическое оружие, если вообще было применено. Прямых доказательств применения отравляющих веществ именно сирийской армией так и не было представлено. Еще более голословными являются обвинения в адрес России, которая якобы способствовала появлению химического оружия в Сирии, тем самым грубо нарушив свои международные обязательства.

Да и зачем России, в конечном итоге, это нужно? На фоне наметившегося восстановления отношений с европейскими державами, в частности, Великобританией, Францией и Германией, такие действия просто бессмысленны. Недавно взятый курс США на борьбу с терроризмом на территории Сирии и фактический отказ от свержения сирийского президента Башара Асада означал существенные достижения Москвы на дипломатическом фронте.

Теперь, после событий в сирийском Идлибе, ситуация стала прямо противоположной и крайне невыгодной для России.

Поэтому обвинять Россию скорее можно в том, что вариант с подобным развитием ситуации не был просчитан заранее, не были предприняты шаги по предотвращению развития подобных сценариев.

Тем более, что химическое оружие уже ставило режим Асада на грань катастрофы в 2013 году. Другим вариантом могло стать молчаливое согласие Москвы на переустройство Сирии, включая смещение Асада с поста главы арабской республики. Возможно, под определенные гарантии со стороны США. Но и такая позиция выглядит неубедительно. Доверять США по сирийскому вопросу было бы опрометчиво.

Тем более, что проводить какое-либо детальное расследование инцидента от 4 апреля в Аль-Шейхуне, к югу от города Идлиб, ни американская сторона, ни участники западной коалиции, судя по всему, не намерены. Поэтому с такой инициативой должна выступить прежде всего Россия. Только детальное расследование способно ответить на вопросы, что же произошло в результате авиудара сирийских сил. Были ли атакованы склады с химическим оружием на территории, контролируемой повстанцами, или ракеты сирийских бомбардировщиков были начинены отравляющими веществами.

НОВЫЕ САНКЦИИ

Сирийский инцидент, вероятнее всего, может быть использован США для продавливания как минимум тех санкций, которые администрация США и ее союзники рассматривали еще в конце 2016 года. Это санкции в отношении физических и юридических лиц. С большой долей вероятности они затронут предприятия оборонного сектора России. Не приходится сомневаться, что на этот раз санкции будет носить в значительной степени экономический характер. Не исключено, что будет оказано влияние и на российские финансовые институты. Так, США в конце прошлого года уже связывали московский Темпбанк с оказанием "поддержки и услуг правительству Сирии". Поэтому в зону риска попадают российские финансовые институты, которые обеспечивают контракты российских компаний на территории Сирии, в том числе в нефтегазовом секторе. 

Вопрос санкций против РФ будет предметом серьезного политического торга после инаугурации Трампа

В конце 2016 года у США не хватило аргументов для введения дополнительных санкций против России. Глава Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер назвал эти попытки наивными и не способствующими разрешению конфликта в ближневосточной стране. Сейчас видимо США рассчитывают, что "химический фактор" сделают Европу более сговорчивой. Но пока вопрос новых антироссийских ограничительных мер на уровне ЕС не обсуждается.  Многое будет зависеть от заявления глав внешнеполитических ведомств G7 и от позиции лидеров стран "большой семерки".