Гордон Браун, бывший премьер-министр Великобритании

МОСКВА, 30 мар - ПРАЙМ. Широкие полномочия в области миграции, сельского хозяйства, рыболовства, защиты окружающей среды, налогов на добавленную стоимость, а также региональной политики и политики в области конкуренции - весь этот набор должен быть репатриирован в Британию на основании "Великого билля об отмене" (Great Repeal Bill), который будет опубликован в четверг после введения в действия статьи 50-ой относительно выхода из Евросоюза.

Теперь Британия поставлена перед выбором. Brexit может означать дальнейшую централизацию Соединенного Королевства, поскольку еще больше властных полномочий будет сосредоточено в Лондоне, или мы сможем воспользоваться образовавшейся возможностью для передачи властных полномочий на места и создания более децентрализованного и даже федерального Соединенного Королевства.

После Brexit перенести штаб-квартиры из Лондона планируют 30% финансовых институтов

Что касается федеральной опции, то еще век назад над таким вариантом стали задумываться прежние британские премьер-министры -  от Гладстона до Асквита, Ллойда Джорджа и Черчилля. Тогда предметом озабоченности была Ирландия; сегодня многие проявляют беспокойство по поводу выживаемости самого Соединенного Королевства.

Произнесенная в понедельник речь Терезы Мэй, в которой она исключила вариант создания союза "проигравших", вряд ли заставит замолчать те требования, которые звучат в Шотландии, Уэльсе и Лондоне... Однако передача власти некоторым регионам Соединенного Королевства лишь усилит чувство несправедливости в других местах - не в последнюю очередь в тех общинах, которые и склонили чашу весов в пользу выхода из Евросоюза. Речь идет о северных городах и сельскохозяйственных общинах Англии, которые будут чувствовать себя еще более забытыми и обойденными вниманием. И у них есть все основания беспокоиться по поводу своего будущего после Brexit...

В реальности мало что из успехов Лондона распространяется на остальную часть страны - не происходит ни перенос бизнеса, ни передача технологий или контрактов расположенным на севере предприятиям, обслуживающим южную экономику. В течение многих лет капитал уходит из остальной части Соединенного Королевства, и, несмотря на 50 лет проведения послевоенной региональной политики, сконцентрированная в Лондоне и полностью подчиненная Уайт-холлу конструкция оказалась неготовой к вызовам, связанным с попытками справиться с глубоко укоренившимися в Британии структурным неравенством. Это одна из причин, из-за которой уровень душевого дохода на севере и в центральной части Англии, Уэльсе и Северной Ирландии сегодня ниже, чем в самых бедных американских штатах - Миссисипи и Западная Виргиния, - а сравнить их можно с самыми бедными регионами бывшей Восточной Германии.

Последние экономические инициативы, возвращение к секторальной индустриальной стратегии с минимальным региональным измерением вред ли смогут изменить существующую тенденцию. Право английских регионов выступать с инициативами и определять свое экономическое будущее является одной из опций, которая до сих пор еще не испытывалась. Планы относительно более децентрализованного - или даже федерального - Соединенного Королевства постоянно заканчивались ничем, потому что не было найдено решение английского вопроса. Англия составляет 85% Соединенного Королевства, а ничего кроме асимметрических решений не предлагается. Английский парламент, сосуществующий наряду с парламентом Соединенного Королевства, окажется либо беззубым, либо он будет преобладать и лишит значимости процесс принятия решений в Соединенном Королевстве, а это может означать конец союза. Такой вариант вряд ли сможет преодолеть деление на север и юг, а если он будет находиться в Лондоне, то будет так же удален от севера, как и сейчас, и так же невосприимчив к его, севера, проблемам.

Однако любой план децентрализации для регионов Англии наталкивается на двухуровневую систему местного управления, а также на широко распространенное мнение о том, что новые региональные ассамблеи получат полномочия не из центра, а от местных властей... Конституции должны предусматривать не только создание правительственных структур, но и предлагать пути преодоления социальных разделений. В Шотландии в 1989 году конституционный конвент гражданского общества и политических партий смог достичь реализуемого соглашения по поводу новой конституции Шотландии. Спустя почти 30 лет охватывающий всю территорию Соединенного Королевства конвент может быть наилучшим отправным пунктом для создания консенсуса по поводу столь необходимого перераспределения власти.

 

(Цит. по Financial Times. Перевод выполнен ИноСМИ)

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Любые оценки и прогнозы, высказанные экспертом, являются его собственным мнением.