Алан Тонелсон, бывший советник по вопросам торговли в ходе избирательной кампании Трампа

МОСКВА, 3 мар - ПРАЙМ. Что бы ни думали по поводу повестки президента Трампа, его позиция по вопросу о торговле и промышленном производстве предельно ясна. "Я верю в свободную торговлю, но это должна быть честная торговля", - сказал он в своем послании к Конгрессу. Он призвал к проведению корпоративной налоговой реформы и введению экспортных стимулов, а также подверг резкой критике НАФТА и Китай за размывание производственной базы Америки.

Многие экономисты и влиятельные политики настроены скептически - они говорят, что быстрая автоматизация сведет на нет все выгоды от возвращения рабочих мест в обрабатывающей сфере, тогда как тарифы и другие меры, которые он предлагает использовать, вызовут катастрофические по своим последствиям торговые войны. Они ошибаются по каждому из двух пунктов. Наиболее современные сектора американской обрабатывающей промышленности продолжают оставаться крупными работодателями, тогда как большая часть сокращения числа их работающих связана с хищнической конкуренцией между странами с высокой заработной платой и странами с низкой заработной платой, а также с уходом в офшоры американских транснациональных компаний. Алармисты по поводу торговых войн упускают из вида те беспрецедентные, но, как правило, не значимые рычаги воздействия на глобальную экономику, которыми обладает Америка.

Часто на ум приходят дешевые, изготовленные при активном использовании ручного труда товары, когда американцы размышляют о вытесняющем рабочие места импорте, но и более капиталоемкие и технологичные сегменты обрабатывающей промышленности также подвергаются значительному воздействию. Такие сектора как производство автомобилей и комплектующих, фармацевтика, телекоммуникационное оборудование, неэлектрические механизмы (станочное оборудование, сельскохозяйственная техника и энергетические турбины), а также промышленные химикаты сегодня добавляют почти половину к огромному хроническому ежегодному дефициту в сфере обрабатывающей промышленности.

В некоторых секторах экономики все еще работают миллионы американцев. Так, например, более 947900 рабочих мест насчитывается в настоящее время в автомобильной промышленности, около 360 тысяч американцев заняты в производстве полупроводников и других электронных изделий, более миллиона работают в области машинного оборудования и более 200 тысяч в фармацевтике. В недавно опубликованном докладе Министерства торговли сказано, что в 2014 году вызванные торговлей потери - без учета влияния внедрения трудосберегающих технологий - привели к утрате более 200 тысяч рабочих мест как в самих секторах промышленности, так и в цепочках поставок и логистических цепочках.

С тех пор ситуация с торговым дефицитом в передовых областях обрабатывающей промышленности стала еще хуже, а стагнация роста производительности означает, что роботы заменяют меньшее количество рабочих. Таким образом, связанные с торговлей потери рабочих мест в этих секторах, несомненно, увеличились - а умная, направленная на защиту внутреннего рынка политика в области обрабатывающей промышленности может вернуть их назад. Что касается алармистов в области торговых войн, то они, судя по всему, исходят из того, что те же самые страны, рост экономики которых, экономическое развитие и уровень занятости сильно зависят от экспорта в Соединенные Штаты, начнут нападать на своего самого большего и лучшего клиента.

Соединенные Штаты не только самая большая национальная экономика в мире. Америка, в целом, является самой быстрорастущей крупной экономикой, и, кроме того, экономикой, наиболее открытой для импорта. Вот почему она представляет собой крупнейший экспортный рынок для пятой части стран мира. Вот почему она продолжает оставаться крупнейшим в мире потребителем иностранных товаров, несмотря на сокращение огромных в прошлом закупок нефти за рубежом. Вот почему можно говорить о том, что каждый процентный пункт нового экономического роста в Америке в значительно большей степени увеличивает глобальный рост, чем подобного рода рост в Китае, и почти на такую же величину, как в зоне евро - которая, в отличие от США, является относительно бедной природными ресурсами и вынуждена закупать значительно больше сырьевых товаров за границей.

Соединенные Штаты играют еще более важную роль в тех странах, которые попали в перекрестье торгового прицела г-на Трампа. Так, например, Мексика с ее незначительным экономическим ростом, столкнется с его дальнейшим замедлением, если лишится возможности экспортировать около 28% своего производства в Соединенные Штаты. Одни только поставки автомобилей из Мексики в Америку являются самым большим источником пополнения валютных резервов этой страны.

Верно и то, что китайская экономика является более сильной и что постепенно она становится менее зависящей от экспорта, чем Мексика, однако замедление ее роста в настоящее время, в основном, сдерживается 600 миллиардами долларов ее глобального торгового профицита, полученного в 2016 году - более половины этой суммы приходится на Соединенные Штаты. На самом деле, продажи Китая в Америку составили в 2015 году лишь 4,4% годового объема производства Поднебесной.

Но приведенные цифры не дают полной картины. Правительства в таких институционально слабых странах как Мексика, или таких как Китай рассчитывают оставаться у власти с помощью повышения национального жизненного уровня. Поэтому утрата свободного доступа на американский рынок может подорвать позиции руководства в обеих.

Пока не ясно, какие именно торговые меры г-н Трамп будет использовать для привлечения в страну предприятий и их сотрудников. Он не объявил и о внутренней политике для поддержки этих усилиям. Официальная статистика в области обрабатывающей промышленности и торговли делает предельно очевидным то обстоятельство, что польза для американской экономики будет существенной. Г-н Трамп в своей речи во вторник ясно дал понять, что Америка имеет президента, который осознает наличие у страны широких возможностей для достижения этой цели.

 

(Цит. по The New York Times. Перевод выполнен ИноСМИ)

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Любые оценки и прогнозы, высказанные экспертом, являются его собственным мнением.