МОСКВА, 1 мар - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Снижение страховых взносов власти рассматривают как один из драйверов оживления экономики после 2018 года. Одновременно предлагается повышение НДС или других налогов. Однако пока единства мнений на этот счет нет - власти пытаются создать драйвер роста экономики, бизнес надеется сэкономить на выплатах 2 трлн рублей, а в ПФР опасаются удвоения зависимости от федерального бюджета. Ужесточения условий выплаты пенсий для ряда категорий пенсионеров не исключают и эксперты.

В настоящее время организации отчисляют 30% страховых взносов от фонда оплаты труда (ФОТ) своих сотрудников, из которых 22% идут в Пенсионный фонд России (ПФР), 5,1% в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и 2,9% - в Фонд социального страхования (ФСС). Деньги из ПФР направляются на выплату пенсий и ряд других социальных платежей, в том числе, материнского капитала. За счет ФФОМС осуществляется обязательное медицинское страхование россиян, а из ФСС - большая часть социальных выплат.

Антон Дроздов

Дроздов: Снижение ставки взноса в ПФР до 13% может повлиять на размер пенсий

В настоящее время власти разрабатывают варианты "налогового маневра" для оживления экономики после 2018 года. Предлагается, в частности, понизить стоимость труда, что сократит непосредственную налоговую нагрузку на работодателя. Одна из рабочих версий предполагает снижение ставки страховых взносов с 30% до 21% одновременно с повышением НДС с 18% до 21%. Окончательного решения, по словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, пока нет - все зависит от итогов дискуссии в кабмине.  

По мнению Минфина, сокращать необходимо именно ставку взносов в ПФР. Вместе с  ужесточением борьбы с обналичиванием денег и выплатой зарплаты в конвертах это должно стимулировать выход бизнеса из тени.

Против такой идеи выступил глава ПФР Антон Дроздов. По его мнению, снижение ставки страховых взносов до 21% только за счет ПФР вдвое увеличит его зависимость от федерального бюджета, что разбалансирует систему. "Министерство финансов заявило, что лучше это делать за счет ставки в Пенсионный фонд. Значит, будет 13%. Если ставку снизить на такую величину, то это 2 триллиона выпадающих доходов", - сказал Дроздов.

При этом он выразил сомнение, что низкие страховые взносы выведут бизнес из тени, предположив, что для бизнеса лучше стабильные правила, нежели постоянные перемены.

Трансферты из федерального бюджета покрывают данные государством льготы различным категориям страхователей и пенсионеров. По данным Федерального казначейства, в 2016 году доходы ПФР составили 7,6 трлн рублей, причем от страховых взносов было получено лишь 4,14 трлн рублей. Еще 3,36 трлн рублей пришлось на трансферты из федерального бюджета, из них компенсация выпадающих доходов составила 392 млрд рублей. 

КТО ВЫИГРАЕТ

"Уменьшение страховых взносов почти на 10% - заметная вещь для любого предприятия - с условной тысячи рублей зарплаты придется отдать не 300 рублей, а 210. Высвободившиеся средства можно направить на инвестиции, расширение производства, штата, рост зарплат. Поэтому многие предприятия предпочтут выйти из тени, что не даст сократиться объему фондов", - рассуждает по этому поводу член Совета Московского отделения "Опоры России" Дмитрий Несветов.

По его словам, экономика находится в стагнации, поэтому нуждается в драйверах роста. Одним из них может стать снижение фискальной нагрузки на труд и капитал, которая на сегодняшний момент чрезмерна, считает он. Нечто подобное произошло в начале 2000-х годов, когда формировалась современная налоговая система. Тогда риски от нахождения в тени стали выше, чем экономия на недоплаченных налогах, и многие предприниматели действительно отказались от "черной" бухгалтерии. Кроме того, оживление экономики приведет к росту прибыли, что делает бизнес более выгодным даже с учетом налоговых выплат. Однако для повторения сценария нужны гарантии, что условия игры в очередной раз не поменяются, добавил Несветов.

На минувшей неделе глава Минтруда Максим Топилин оценил возможные потери для внебюджетных фондов ПФР, ФОМС и ФСС от снижения ставки страховых взносов до 21% в более чем 2 трлн рублей в год. "Примерно эти 2 трлн рублей выиграют предприятия от снижения страховых взносов - это будет их экономия на ФОТ. В более выигрышном положении окажутся те компании, которые сейчас платят страховые взносы, например, в ПФР по полному тарифу (22+10%)", - полагает профессор кафедры страхования и управления рисками РЭУ им. Г.В.Плеханова Юлия Финогенова.

Добавление 10% к тарифу страхового взноса в ПФР происходит, если величина базы для начисления взносов у работодателя больше установленной. В 2017 году предельная величина облагаемой базы составляет 876 тысяч рублей для каждого застрахованного. Таким образом, снижение страховых взносов может быть выгодно высокотехнологичным компаниям, в которых основная доля издержек - зарплата высококвалифицированных специалистов, поясняет Финогенова.

При этом она полагает, что дополнительный эффект может быть получен, если будут введены обязательства по уплате страховых взносов самими работниками. То есть выпадающие части взносов в ПФР должны будут финансироваться самими будущими пенсионерами.

Подобную инициативу Минфин предлагал еще в 2014 году. Речь шла о постепенном снижении выплат страховых взносов предприятиями и ориентации населения на адресный подход к формированию своей собственной пенсии. Взнос для населения может составлять на первоначальном этапе от 2 до 4%, говорил глава Минфина Антон Силуанов.   

В будущем не исключался и перенос обязанности уплаты 50% страховых взносов с работодателей на работников. По такому принципу действуют системы социального страхования в европейских странах. Например, в Германии в фонды социального страхования платят и предприятия, и наемные работники, причем на паритетных началах. В Великобритании социальная налоговая нагрузка между работником и работодателем также разделена почти поровну (12% и 13,8% соответственно). В США и работник, и работодатель платят налог социального страхования в размере 6,2% на сумму до 113,7 тыс долларов в год. "Однако судя по тому, что сейчас об этом разговоров не ведется, этот вариант пока не рассматривается", - отмечает Финогенова.

КТО ПРОИГРАЕТ

По ее мнению, если новация будет внедрена, то главными пострадавшими могут оказаться сами фонды. Перевод расходов на федеральный бюджет в перспективе может привести к идеям о ненужности социального страхования вообще, ликвидации внебюджетных фондов и переходу от социального страхования к социальному обеспечению, которое как раз хорошо финансируется за счет налогов, рассуждает Финогенова. Подобные шаги могут привести в дальнейшем к необходимости выстраивания заново системы социального страхования, зависящей от трудового вклада работников, поясняет она.

По словам Дроздова, выплата пенсий за счет бюджета приведет к тому, что они фактически перейдут в разряд социальных пособий, что является уходом от страховых принципов. Такой подход может сказаться на размере пенсий, поскольку гарантии получения полного замещения средств из бюджета не будет, считает он.

В свою очередь, Финогенова полагает, что на периодичности выплат пенсий, как и на их размере, предлагаемые шаги не отразятся. Однако стоит ожидать ужесточения условий выплаты пенсий, которое может произойти за достаточно короткий период времени - например, отказ от выплаты пенсионерам, чей доход превышает определенный уровень.

На выплате пособий, которые и так финансируются за счет средств федерального и регионального бюджетов, эта мера, скорее всего, никак не скажется, как и на экономике в целом. Выпадающие средства так или иначе придется изыскивать - если не за счет предприятий, то за счет самих работников, чьи доходы и без того снижаются из-за роста потребительских цен, резюмируют эксперты.