Александр Морозов, первый вице-президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА)

МОСКВА, 22 фев - Прайм. Федеральный реестр коллекторских агентств будет состоять не более чем из 80 компаний, что консолидирует российский рынок, очистив его от десятков игроков. Мы изначально не понимали, откуда оценки, связанные с сотнями, даже тысячами. Поскольку закон и реестр говорят о взыскании задолженности с физических лиц, а это отдельная специфическая отрасль взыскания.

Безусловно, юридических компаний, адвокатских бюро, занимающихся долгами юрлиц и судебным взысканием с физлиц - очень много, их бы, наверное, набралось несколько сотен. Но когда мы говорим про физлиц, про связанные с этим технологии обучения, сертификации, аудита и так далее - все это требует вложений и времени, поэтому компаний, которые на этом фокусируются, будет не так много, и это, наверное, хорошо.

У нас есть достаточно толстая папочка материалов, которые мы отправили регулятору (ФССП. - "Прайм") - как раз на те компании, которые, по нашему мнению, не заслуживают заниматься деятельностью и вступать в реестр. Мы предполагаем, что совместными усилиями мы в этом смысле не допустим вхождение в реестр тех компаний, которые там не должны быть.

Очень надеемся, что (в 2017 году. - "Прайм".) теперь уже вместе с регулятором мы сможем улучшить ситуацию и компании, которые не в реестре, - будут вычислены и вычищены с рынка. По ощущениям, это несколько десятков компаний, то есть компании, которые уже сегодня не попали в реестр и в общем-то уже формально они сегодня не могут заниматься взысканием задолженности с физических лиц.

Потерять жилье за долги рискуют до 600 тысяч россиян

Это уже предмет выяснить, кто это, и закрыть им такую возможность, или дать им время определиться со вступлением в реестр как можно быстрее. На нашем рынке сейчас, скорее, консолидация, потому что сложности на рынке взысканий, в экономике России в целом, безусловно, коснулись рынка.

Ситуация на российском рынке взыскания задолженности в 2017 году может улучшиться в связи с более взвешенным подходом к кредитованию населения банками и микрофинансовыми организациями.

В прошлом году сыграл роль социальный резонанс, и казалось, что у нас большая проблема с взысканием долгов. На самом деле, проблема, скорее, с закредитованностью, нежели с этапом взыскания и с уровнем располагаемых доходов, когда люди перестали получать зарплату, потерей возможности оплачивать кредиты.

Мы видим легкие позитивные признаки возврата объемов кредитования. Налицо все признаки того, что вновь образовавшийся осторожный рост новых кредитных продуктов физическим лицам идет на более качественном уровне. Это означает, что не будет огульного, а будет более ответственное кредитование. Ситуацию на рынке могут оздоровить планы ЦБ РФ ввести регулирование долговой нагрузки по кредитам физическим лицам.

Банкам и микрофинансовым организациям будет предложено, скорее всего, нормативным актом ЦБ, проанализировать долговую нагрузку - сколько платеж составляет в совокупном ежемесячном доходе семьи. Этот показатель крайне полезен, потому что он отрезвляет кредиторов и заставляет их считать доход домохозяйства.

Это как раз те самые люди, которые как шопоголики берут и берут займы, по несколько десятков. Я вижу, что сейчас больше признаков, что к концу года будет осторожное улучшение ситуации.

Получение ФССП статуса регулятора на рынке коллекторов в РФ обострило тему перехода судебной системы на цифровой формат, и эта тема обсуждается в Минкомсвязи.

Автоматизация судебной системы сейчас для нас очень актуальна. С появлением нового закона акцент взыскания в серьезной степени переносится с досудебного на судебное взыскание. Совершенно очевидна архаичность бумажного оборота в нашей судебной системе.

Если мы перешли на цифровые технологии, но на определенном этапе нам приходится распечатывать документы на судебных бланках, на бумаге, физически нести их в суд, то происходит обрыв связи. И мы будем призывать все заинтересованные стороны на это повлиять. Я знаю, что Минкомсвязи уже об этом задумался. У Минкомсвязи отдельный проект, и мы будем за этим следить.

НАПКА предлагает взять на вооружение в России в вопросах регулирования рынка взыскания долгов опыт скандинавских стран, в которых должники сами оплачивают расходы по возврату кредита. Пример Скандинавии используется здесь как пример для подражания, там система налажена правильно. При этом в скандинавских странах финансовая нагрузка переносится с исправно платящих людей на должников.

То есть, должник, который там попал на взыскание, оплачивает все расходы, связанные со взысканием, включая звонки, получение писем. И чем дольше не платит должник, тем больше расходов по этой части несет. У нас расходы на должников несут люди, которые вовремя платят кредиты.

Мы видим при общем росте обращений, поступающих в ассоциацию, связанном с популяризацией сервиса, что доля плохих, жестких, как мы называем hard-жалоб в процентном отношении снизилась в три раза с 21% до 7% за период с конца 2016 года по январь. Январь дал резкое снижение доли при общем росте количества.

Люди в целом понимают, что они находятся в реестре, и регулятор тоже может задавать вопросы, и ведут себя более человечески. Это хороший результат, хороший выхлоп из-за того, что произошло на нашем рынке в результате появления закона.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Любые оценки и прогнозы, высказанные экспертом, являются его собственным мнением.