Андрей Карабьянц, обозреватель Агентства экономической информации "Прайм"

МОСКВА, 21 фев - ПРАЙМ. Азербайджан при политической поддержке ЕС стремится ускорить реализацию проекта "Южный газовый коридор", который должен стать альтернативой поставкам российского газа в Европу. Однако из-за падения цен на нефть и высокой стоимости проекта Баку оказался не способным обеспечить его финансирование самостоятельно и был вынужден использовать иностранные кредиты. Президент Азербайджана Ильхам Алиев требует от европейских финансовых структур выделения средств, которые необходимы для завершения проекта.

НАПЕРЕРЕЗ "ГАЗПРОМУ"

Проект "Южный газовый коридор" пришел на смену другому амбициозному проекту Nabucco, который с треском провалился и принес убытки его участникам. В рамках "Южного газового коридора" должны быть построены трубопроводы TANAP (Трансанатолийский трубопровд), ТАР (Трансадриатический трубопровод) и расширен существующий Южно-кавказский трубопровод Баку - Эрзурум, а также завершена вторая стадия разработки месторождения Шах-Дениз на шельфе Каспийского моря. По оценкам азербайджанской стороны, совокупная стоимость проекта превышает $40 млрд.  

"Южный газовый коридор" позволит поставлять каспийский газ из Азербайджана в Турцию и Европу в объеме 6 млрд куб. м/г и 10 млрд куб. м/г соответственно. С самого начала проект имел политический характер и пользовался всесторонней поддержкой Запада, поскольку был направлен против "Газпрома". Российская компания планировала расширить свое присутствие на рынке Южной Европы, поставляя газ напрямую, минуя транзитные страны.

Ключевым звеном проекта является трубопровод ТANAP, для строительства которого Азербайджан и Турция в 2011 г. образовали консорциум. SOCAR (Государственная нефтяная компания Азербайджанской республики) стала владельцем 80% акций. По 10% получили турецкие компании TPAO и BOTAS. Участники консорциума не планировали использовать кредиты и заявляли о финансировании проекта из собственных средств.  

ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ, ДА ЗАБЫЛИ ПРО ОВРАГИ

Ситуация изменилась после падения цен на энергоносители в конце 2014 г, что стало серьезным ударом для азербайджанской экономики, ориентированной на экспорт углеводородов. Нефтегазовая отрасль обеспечивала 85% доходов госбюджета, до 78% ВВП и свыше 90% экспорта. О сложной экономической ситуации можно судить по стремительному сокращению золотовалютных резервов (ЗВР) страны. Согласно статистике Центрального банка Азербайджана, если в средине 2014 г ЗВР превышали $15 млрд, то в конце прошлого года составляли менее $4 млрд. Баку был вынужден ввести ограничения на продажу валюты и взять под жесткий контроль финансирование проектов за рубежом.

В 2015 г. SOCAR пришлось сократить свою долю в консорциуме до 58%, продав 12% акций ВР - оператору разработки Шах-Дениз - и 10% турецкому трубопроводному оператору BOTAS.

Ухудшение состояния экономки вынудило Азербайджан прибегнуть к внешним заимствованиям. Для финансирования строительства ТANAP Баку брал кредиты от Всемирного банка, Азиатского банка развития и Азиатского инфраструктурного банка. Теперь очередь дошла до европейских финансовых структур.

Выступая на круглом столе в рамках Мюнхенской конференции по безопасности, президент Азербайджана Ильхам Алиев, заявил, что Баку ожидает финансовых средств от Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития. Алиев особо подчеркнул, что проект "Южный газовый коридор" поддерживается Европейской комиссией и США.

Вопрос финансирования станет центральной темой заседания консультативного совета проекта "Южный газовый коридор" 23 февраля, в котором примет участие вице-президент Европейской комиссии (ЕК) по энергетическим вопросам Марош Шевчович. Без финансовой подпитки Запада Азербайджан не сможет успешно завершить строительство TANAP, а значит "Южный газовый коридор" ждет участь Nabucco.

ОГРАНИЧЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев сообщил о планах увеличить добычу газа в стране. В 2017 г. добыча должна вырасти менее, чем на 1% по сравнению с прошлым годом - до 29,561 млрд куб. м, включая 10 млрд куб. м на месторождении Шах-Дениз.

В 2016 г. добыча газа в стране составила 29,33 млрд куб. м - на 3,9% меньше, чем в 2015 г. На товарный газ пришлось только 18,71 млрд куб. м, поскольку остальной объем пришлось закачать в пласт на блоке Азери-Чираг-Гюнешли, где добывается более 75% азербайджанской нефти.

По данным Natural Gas World, совокупный экспорт газа из Азербайджана в прошлом году составил 7,78 млрд куб. м против 8,4 млрд куб. м в 2015 г.

Из-за снижения добычи нефти в Азербайджане в последние году объемы закачки газа в пласт будут только возрастать. В 2010 г. добыча в стране достигла 51 млн т - рекордный объем за всю историю отрасли - после чего началось падение. В прошлом году в стране было добыто 41,03 млн т, а в 2017 г. добыча должна составить 40 млн т, согласно официальному прогнозу.

В связи с этим потенциал экспорта газа считается ограниченным. Начало добычи в рамках второй стадии разработки Шах-Дениз запланировано на конец 2018 г. Поставки в Европу начнутся не ранее конца 2020 г. Из 10 млрд куб. м азербайджанского газа, которые ежегодно должны получать европейские потребители, 8 млрд куб. м/г будут экспортироваться в Италию, по 1 млрд куб. м/г получат Греция и Болгария.

Очевидно, что ресурсов одного Азербайджана недостаточно, чтобы обеспечить потребности потребителей в регионе, поэтому к "Южному газовому коридору" призывают присоединиться других производителей газа. Но до сих пор конкретных предложений не поступало. Кроме того, при поставках в Европу 10 млрд куб. м/г окупиться проект сможет только через долгие годы.

"Газпром" планировал построить трубопровод "Южный поток" мощностью 63 млрд куб. м/г. Изначально весь объем должен был поставляться в Болгарию, а оттуда распределяться по другим направлениям. Болгария могла полностью обеспечить свои потребности - около 3 млрд куб. м/г - и превратиться в крупнейший газовый хаб Южной Европы, получая в качестве платы за транзит и хранение газа около 600 млн евро ежегодно.