Сокращение налогов и расходов угрожает росту экономики США
Майкл Иванович, бывший старший экономист ОЭСР в Париже и международный экономист в Федеральном резервном банке Нью-Йорка
МОСКВА, 20 фев - ПРАЙМ. Рост численности работающих в Америке составляет 0,9 процента, а увеличение производительности 0,2 процента. Поэтому физические пределы безинфляционного роста американской экономики сегодня оцениваются в жалкие 1,5 процента.
В результате мы получаем ускорение инфляции в замедляющейся экономике. В прошлом году темпы роста составили 1,6 процента, что на целый процентный пункт ниже показателя 2015 года. Несмотря на это, базовые потребительские цены выросли до 2,3 процента (с 1,9), целевой показатель базовой инфляции ФРС увеличился до 1,7 процента (с 1,0), а удельные трудозатраты подскочили до 2,6 процента (с 2 процентов).
При всем при этом показатели структурной безработицы сейчас составляют 4,9 процента. Это значит, что 15,2 миллиона человек, не имеющих в настоящее время стабильной работы, не смогут ее получить без серьезных структурных перемен на рынке труда и товаров.
Это серьезный вызов для президента Трампа. Он может забыть про второй срок, о котором заявил в прошлую субботу в ангаре мельбурнского аэропорта во Флориде, если не сумеет быстро и существенно увеличить безинфляционные темпы роста, чтобы вернуть работу этим 15 миллионам.
Не знаю точно, что он имел в виду, когда говорил, что в наследство ему достался "бардак", но экономика определенно занимает в этой истории главное место. Кроме того, это структурный бардак, ликвидировать который надо мерами структурной политики, потому что быстро увеличить спрос не удастся...
ФРС способна помочь президенту понять это правильно. Государственные денежные управленцы могут сказать ему, что все это было сделано для поддержания спроса, производства и занятости в экономике, испытывающей структурный дисбаланс. Но без помощи со стороны налогово-бюджетной, структурной и торговой политики они не смогут остановить сокращение человеческого и физического капитала и его производительности.
По этой причине потенциальные (и безинфляционные) темпы роста, составлявшие в 1990-е годы 3,2 процента, снизились до 1,5 процента, а в первом десятилетии этого века до 2,1 процента...
Общая сумма бюджетного дефицита государственного сектора сегодня составляет около пяти процентов ВВП; первичный бюджетный дефицит (это дефицит без расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга) равен 1,5 процента ВВП; а государственный долг быстро увеличивается и превзошел 115 процентов ВВП.
Глядя на эти цифры, президент вполне может сказать: «Какой бардак!» На самом деле, с этими цифрами очень и очень трудно работать. Но президента могут убаюкать советы помощников, считающих, что это пара пустяков, и что дефицит не имеет никакого значения. Они считают, что Америка выйдет из этого за счет роста (инфляции?).
Эти помощники могут оказаться правы, но только при условии, что китайцы, европейцы и японцы поддержат нашу экспансионистскую налогово-бюджетную политику. Они ведь обязаны это сделать, не так ли? Ведь это мы обеспечили им общее активное сальдо торгового баланса в размере 581 миллиарда долларов, купив у них в прошлом году товаров на 1,1 триллиона. И если эти страны хотят, чтобы мы и дальше тратили деньги и держали свои рынки открытыми, они пойдут на это. Или нет?...
Япония в прошлом году имела профицит в торговле с нами на сумму 69 миллиардов долларов, продав при этом казначейские ценные бумаги на сумму 31,6 миллиарда долларов. Германия получила от нас активное сальдо торгового баланса в сумме 65 миллиардов долларов, но купила наших гособлигаций всего на 7,6 миллиарда. Они думают, что это сойдет им с рук? Только не при Трампе.
Если вы видите во всем этом веселый отрывок из трамповской книги "Искусство заключать сделки", это нормально. Но надо со всей серьезностью отнестись к следующему. В тех условиях инфляции и бюджета, которые мы имеем, чрезвычайно усилится давление на наши рынки капитала и призывы профинансировать гигантские меры стимулирования. В этой ситуации боязливые держатели казначейских ценных бумаг бросятся наутек, и росту на фондовом рынке, начавшемуся при Трампе, придет сокрушительный конец.
Почему? Потому что ФРС с этим не справится. Эти люди наверняка повысят процентные ставки, а верить избитым фразам о том, что это будет сделано "мягко и постепенно", было бы неблагоразумно. Когда процесс ужесточения ситуации с ликвидностью наберет обороты, рынки начнут ждать следующего шага, так как при ускорении экономики инфляция не снижается...
Американской экономике нужна обширная перестройка в области регулирования спроса, а также основательная структурная и внешнеторговая политика для повышения потенциала роста, который сегодня составляет жалкие полтора процента. Это очень трудная задача, которая потребует немало времени и сил в свете серьезных ограничений, ожидающих денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику.
Единственное неизвестное в уравнении, составленном ФРС, это темпы и размеры увеличения учетных ставок.
Запланированные налоговые сокращения и программы расходов не могут не оказать воздействия на бюджет. А это создает серьезные риски для финансовых рынков, для роста экономики и для увеличения занятости, так как Федеральный резерв не сможет удовлетворить растущие денежные потребности Министерства финансов при неизменных условиях кредитования. Рынки облигаций весьма уязвимы. Акции уязвимы в меньшей степени, но для этого портфели ценных бумаг придется оптимизировать по цене, что очень сложно при ужесточении условий кредитования.
(Цит. по Cnbc.com, перевод выполнен ИноСМИ)
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Любые оценки и прогнозы, высказанные экспертом, являются его собственным мнением.
https://1prime.ru/articles/20170220/827175032.html