Иск Украины в ВТО против России - это часть торговой войны
Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП)
МОСКВА, 13 фев - ПРАЙМ. Разбирательство в ВТО (Всемирная торговая организация), куда 9 февраля Украина обратилась с иском против России о создании экспертной группы в связи с ограничениями поставок украинских товаров через Россию - дело достаточно долгое, которое может затянуться на год-два. А из-за того, что Россия может подать встречные иски, поскольку с транзитом российских грузов через территорию Украины есть мягко говоря проблемы не меньшего масштаба, если не большего, для Украины еще и бесперспективное.
Сложность в том, что Украина, войдя в зону свободной торговли (ЗСТ) с Европейским Союзом, не выходила из зоны свободной торговли СНГ, пытаясь получить преференции везде. На самом деле, началась торговая война, если угодно, - и с Европейским Союзом, и с Украиной. А в условиях торговой войны ссылаться на какие-то универсальные правила не приходится.Украина требует сформировать панель арбитров ВТО по ограничению транзита через РФ
Безусловно, мы как члены ВТО, должны обеспечивать транзит грузов, и, наверное, наши контрсанкции, мягко говоря, не сильно соответствуют правилам ВТО, однако они были введены в ответ на действия европейских властей, которые также не всегда соответствовали правилам организации. Сейчас ситуация сложилась так, что правила ВТО, к сожалению, не являются универсальными правилами, которые все соблюдают. Из-за этого даже формируются макрорегиональные партнерства, как, например, Транстихоокенское партнерство. Это показатель того, что нормы ВТО не работают полном объеме и не удовлетворяют участников торговых отношений.
Конечно, мы за то, чтобы правила ВТО соблюдались, но хотелось бы, чтобы они соблюдались без дискриминационных и односторонних подходов. Почему, скажем, в Транстихоокеанском партнерстве урегулирование споров идет не через судебную практику ВТО, а через создание отдельных судов? В том числе и по той причине, что система разрешения споров ВТО не так уж и эффективна: многие страны не соблюдают правила и не боятся при этом каких-то санкций. В целом, это понятно, так как ВТО призвана способствовать улучшению мировой торговли. Если же организация начнет обращать внимание на все нарушения, то может стать еще и дестабилизационным фактором в торговых отношениях между странами.
Я думаю, что в сложившейся ситуации российско-украинские торгово-экономические споры могли бы стать для ВТО некоторым индикатором жизнеспособности организации, потому что вопрос, действительно, довольно сложный и запутанный. У России и Украины друг к другу множество претензий, например, транзит газа через территорию Украины и защита прав собственности российских банков на ее территории. Нам всегда есть, что противопоставить подаваемым искам, и эта ситуация может длиться очень долго.
При этом политическое воздействие на торговые отношения очень велико, в особенности со стороны украинских властей. Лучшее решение сейчас - это максимально деполитизировать эти отношения, для чего нужно садиться за стол переговоров напрямую. И если Украина хочет что-то урегулировать - есть возможность сделать это, к примеру, через Брюссель с помощью системы взаимных уступок и выгод, а такой механизм, к сожалению, пока не сложился.
Тот же Брюссель может быть в целом ряде случаев посредником в торговых отношениях с Украиной, поскольку во многом наши отношения с ней испортились благодаря соглашению об ассоциации с Европейским Союзом. Стало быть, он и должен максимально искать компромиссы и вырабатывать какую-то траекторию урегулирования, чего он, к сожалению, пока не делает.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Любые оценки и прогнозы, высказанные экспертом, являются его собственным мнением.
https://1prime.ru/articles/20170213/827150015.html