Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП)

МОСКВА, 13 фев - ПРАЙМ. Разбирательство в ВТО (Всемирная торговая организация), куда 9 февраля Украина обратилась с иском против России о создании экспертной группы в связи с ограничениями поставок украинских товаров через Россию - дело достаточно долгое, которое может затянуться на год-два. А из-за того, что Россия может подать встречные иски, поскольку с транзитом российских грузов через территорию Украины есть мягко говоря проблемы не меньшего масштаба, если не большего, для Украины еще и бесперспективное.

Сложность в том, что Украина, войдя в зону свободной торговли (ЗСТ) с Европейским Союзом, не выходила из зоны свободной торговли СНГ, пытаясь получить преференции везде. На самом деле, началась торговая война, если угодно, - и с Европейским Союзом, и с Украиной. А в условиях торговой войны ссылаться на какие-то универсальные правила не приходится.

Безусловно, мы как члены ВТО, должны обеспечивать транзит грузов, и, наверное, наши контрсанкции, мягко говоря, не сильно соответствуют правилам ВТО, однако они были введены в ответ на действия европейских властей, которые также не всегда соответствовали правилам организации. Сейчас ситуация сложилась так, что правила ВТО, к сожалению, не являются универсальными правилами, которые все соблюдают. Из-за этого даже формируются макрорегиональные партнерства, как, например, Транстихоокенское партнерство. Это показатель того, что нормы ВТО не работают полном объеме и не удовлетворяют участников торговых отношений.

Конечно, мы за то, чтобы правила ВТО соблюдались, но хотелось бы, чтобы они соблюдались без дискриминационных и односторонних подходов. Почему, скажем, в Транстихоокеанском партнерстве урегулирование споров идет не через судебную практику ВТО, а через создание отдельных судов? В том числе и по той причине, что система разрешения споров ВТО не так уж и эффективна: многие страны не соблюдают правила и не боятся при этом каких-то санкций. В целом, это понятно, так как ВТО призвана способствовать улучшению мировой торговли. Если же организация начнет обращать внимание на все нарушения, то может стать еще и дестабилизационным фактором в торговых отношениях между странами.

Я думаю, что в сложившейся ситуации российско-украинские торгово-экономические споры могли бы стать для ВТО некоторым индикатором жизнеспособности организации, потому что вопрос, действительно, довольно сложный и запутанный. У России и Украины друг к другу множество претензий, например, транзит газа через территорию Украины и защита прав собственности российских банков на ее территории. Нам всегда есть, что противопоставить подаваемым искам, и эта ситуация может длиться очень долго.

При этом политическое воздействие на торговые отношения очень велико, в особенности со стороны украинских властей. Лучшее решение сейчас - это максимально деполитизировать эти отношения, для чего нужно садиться за стол переговоров напрямую. И если Украина хочет что-то урегулировать - есть возможность сделать это, к примеру, через Брюссель с помощью системы взаимных уступок и выгод, а такой механизм, к сожалению, пока не сложился.

Тот же Брюссель может быть в целом ряде случаев посредником в торговых отношениях с Украиной, поскольку во многом наши отношения с ней испортились благодаря соглашению об ассоциации с Европейским Союзом. Стало быть, он и должен максимально искать компромиссы и вырабатывать какую-то траекторию урегулирования, чего он, к сожалению, пока не делает.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Любые оценки и прогнозы, высказанные экспертом, являются его собственным мнением.