Паскаль Лами, бывший европейский комиссар по вопросам торговли и гендиректор ВТО

МОСКВА, 13 фев - ПРАЙМ. Я никогда не был сторонником "счастливой глобализации". У нее есть положительные и отрицательные стороны, как у капитализма, которому она, по сути, служит новым названием. Ее нужно держать под контролем...

Именно бесконтрольная глобализация в финансовой сфере стала причиной кризиса 2008 года. Этот кризис повлек за собой губительные последствия для многих стран в экономическом и социальном плане, однако в то же время стал и спасительным событием... Кризис 2008 года, с последствиями которого нам приходится иметь дело по сей день, стал в первую очередь результатом недостаточности мирового регулирования, на которую наложился и упадок социального государства. Западным национальным государствам не удалось справиться с воздействием кризиса на население и ростом неравенства. Все это привело к усилению среди западного среднего класса страха лишиться своего статуса, потерять положение. А это дало толчок популистским движениям в Европе и США.

Меня тревожит не глобализация экономики. Отход назад, протекционизм, повлек бы за собой кризисы, войны, волнения и упадок. Итоги глобализации за последние 20 лет не были спокойным движением. Хорошая сторона в том, что значительное число людей по всей планете удалось вывести из страшной бедности. Если в 2010 году на средний класс в мире приходилось 2 миллиарда человек, к 2030 году их должно стать 5 миллиардов. Две трети роста придутся на Азию.

Глобализация способствовала отношениям взаимозависимости наций и тем самым предотвращала конфликты. Если отношения между Китаем и США обострятся, Пекин может воспользоваться тем, что у него имеется огромное число американских облигаций, что может стать ударом по курсу доллара. Вашингтон же может напомнить, что ему предстоит погасить задолженность перед китайскими кредиторами, и что, если эти потоки прервутся, китайцы могут многое потерять. Плохая сторона, разумеется, заключается в росте неравенства. Если отложить в сторону расширение среднего класса, богатые стали еще богаче, невероятно богатыми, а самые бедные, те, кто остались за бортом активизации торговых связей, стали еще беднее. Другое отрицательное последствие заключается в возвращении национализма, страхов и экстремизма в демократии. Как и многие окружающие меня люди, "глобализованная элита", скажут некоторые, я сам слишком долго полагал, что экономика стоит выше политики...

Мне кажется, что в конечном итоге глобализация, то есть взаимозависимость производственных систем, продвинулась вперед достаточно далеко, чтобы защитить нас от конфликтного обратного движения. У сил прогресса еще есть шанс. В то же время следует отметить один немаловажный факт: хотя экономика и ее техническая инфраструктура глобализованы, политика остается локализованной. Мы голосуем за избрание политического руководства, принятие или неприятие законов и соглашений, а не технологических скачков. Это противоречие в полной мере проявляет себя в США и Великобритании.

В случае Brexit страсти вокруг суверенитета задавили рациональную экономическую мысль. Все будет намного сложнее простого развода. Войти в ЕС значит добавить яйцо в омлет. А это не просто, о чем свидетельствует череда расширений. Brexit означает, что из омлета нужно убрать яйцо. Это продлится годами и в этот период необходимо укрепить пошатнувшееся здание Европейского Союза. Для этого необходимо, чтобы в европейском проекте стало больше политики и воображения. Пора покончить с запретом на силу и сделать Европу геополитической, а не просто экономической державой.

За 60 лет существования Европа прошла через множество трудностей и кризисов. Они не помешали ей всегда идти вперед, становиться сильнее и расширяться. Сегодня же Европа впервые в истории отступает назад. То есть ей брошен исторический вызов. Brexit, вероятно, лишит ЕС пятой мировой державы...

 

(Цит. по Le Point, перевод выполнен ИноСМИ)    

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Любые оценки и прогнозы, высказанные экспертом, являются его собственным мнением.