Алкоголь могут лишить права на скидки и праздничные акции
МОСКВА, 7 фев - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Предложение Роспотребнадзора запретить скидки, а также рекламные и праздничные акции на алкоголь, вызвало неоднозначную реакцию у экспертов рынка. Если эта инициатива превратится в закон - пострадать могут не только любители покупать со скидкой. Не исключено, что и самим продавцам алкоголя придется серьезно пересматривать ценовую политику и маркетинговую стратегию. При этом, уверены эксперты, пить меньше россияне не перестанут. А вот доля суррогата может вырасти.
По словам главы Роспотребнадзора Анны Поповой, скидки на алкогольную продукцию - это, по сути, реклама, то есть побуждение к употреблению спиртных напитков. Именно поэтому они должны быть запрещены. На прошлой неделе телеканал RT сообщил, что в Госдуме уже готовят соответствующий законопроект, запрещающий включать алкоголь в скидочные акции. По мнению авторов, скидки способствуют росту потребления спиртных напитков.
Эксперты оценивают данную инициативу неоднозначно. "Это неправильный шаг в правильном направлении. Бороться со злоупотреблением алкоголем нужно, но не мерами, которые заведомо нереализуемы", - считает член президиума "Опоры России" Алексей Небольсин. При этом он отмечает, что "запретить алкоголю дешеветь вне зависимости от валютных курсов, конъюнктуры, объемов спроса и потребления невозможно".
В любом случае, на темпы употребления спиртных напитков отсутствие скидок и акций никак не повлияет, уверен руководитель программы "МВА - Маркетинг-Менеджмент" Московской международной высшей школы бизнеса "МИРБИС" Евгений Бойченко. "Если человек пришел в алкогольный магазин или отдел, то он уже намерен что-то купить, и наличие товара с желтыми ценниками может лишь изменить его первоначальный выбор. Что касается запрета самих акций по распродаже - их можно запретить, но убежден, что компании научатся это обходить", - говорит он. Например, рассуждает эксперт, "есть стратегия гибких цен - никто не мешает объявлять распродажу изменением отпускных цен на продукцию, и это не будет считаться рекламой".
Реклама алкоголя в настоящее время допускается только в местах продаж, поэтому де-факто для запрета на проведение акций в магазинах необходимо пересматривать закон о рекламе, отмечает председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин. В соответствии с законом, "реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламы, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке", уточняет он.
С другой стороны, напоминает Шапкин, есть устанавливаемые минимальные цены на алкогольную продукцию. Предметом правонарушения является продажа алкогольной продукции ниже этой установленной цены. "Если алкоголь уценивается, но продается по цене выше минимальной - это не должно являться правонарушением, - считает Шапкин. - Как производителю, например, качественной винодельческой продукции объяснить потребителю, что его продукцию стоит попробовать, раз уж она легально продается? Следуя логике Роспотребнадзора, необходимо запретить и дегустации алкогольной продукции, и медали на выставках. А этикетки сделать монохромными и одинаковыми".
ЧЕГО ЖДАТЬ БИЗНЕСУ
По данным Росстата, розничные продажи алкоголя в России за первые три квартала прошлого года сократились на 1,6% - до 816,4 млн декалитров. В этой ситуации скидки необходимы для повышения продаж. Иначе в проигрыше, рассуждает Небольсин, окажутся производители скоропортящихся напитков - пива и сидра. "Летом спрос на них больше, поэтому производство растет, но если по каким-то причинам напитки не продались, на них делают скидку, о которой извещают покупателей. Тем самым производитель избегает затоваривания складов. В России более тысячи производителей пива, которые уже спрашивают - что делать, если запрет вступит в силу", - сообщил он.
Однако исключить пивоваров и других производителей слабоалкогольной продукции из-под действия запрета тоже не получится - в этом случае производители вина и крепкого алкоголя могут подать жалобу в ФАС на нарушение их прав и предоставление преимуществ конкурентам, считает Небольсин. Поэтому, считает он, прохождение законопроекта через все инстанции представляется маловероятным.
Но даже если продавать алкоголь с использованием скидок и рекламных акций запретят законодательно, компании-производители и продавцы, полагает Бойченко, "ничего не потеряют кроме увеличения расходов на юристов, которые придумают выверенные формулировки, и бизнес спокойно ими воспользуется". "Зато сэкономят на сокращении расходов на трейд-маркетинг - создание рекламных акций. Власти уже несколько раз пытались запретить активности производителей алкоголя совместно с сетями, но все заканчивалось подключением юристов, а продажи как шли, так и идут", - добавляет он.
Данная инициатива больше всего может повлиять на торговые сети и дистрибьюторов, которые фактически продают только алкогольную продукцию. Таких как, например, "Ароматный мир", "Отдохни", Simplewine и Eurowine - это коснется всех, кто специализируется на продаже алкоголя в рознице и по частно-корпоративным договорам через магазины, винотеки и прямые продажи с доставкой курьером. На момент публикации статьи "Прайм" не получил от крупных сетей и дистрибьюторов официальных комментариев.
Как сообщил агентству источник на розничном рынке, доля продаж алкоголя через рекламные акции составляет сейчас около 30%, и фактическое уничтожение этого сегмента может иметь отрицательный эффект, прежде всего для регионов, с учетом историй о массовых отравлениях суррогатами.
В свою очередь, Бойченко отмечает, что все остальные инструменты привлечения покупателей, включая выкладку в центре зала и устную рекламу продавца в отделе, который сам может рассказать о предложениях магазина, - останутся в силе. Прежде всего, уточняет он, это актуально для магазинов, специализирующихся на алкоголе, где "продавцы более подготовлены, а материально стимулировать их к дополнительному рассказу о скидках и акциях несложно".
При этом, полагает эксперт, цены на алкоголь в случае ввода запрета поползти вверх не должны -рынок чувствителен лишь к изменениям в нижнем ценовом сегменте. Возможно, рассуждает Бойченко, сумма чека может незначительно сократиться, но своих покупателей магазины не потеряют. "Могут потратить не 700, а 600 рублей, но приобретут товар в том же магазине. Тем более рекламные цены далеко не всегда самые низкие", - отмечает эксперт. Таким образом, заключает он, могут измениться лишь сами механизмы ценообразования, а итог - объем продаж и употребление алкогольной продукции - останется прежним.
https://1prime.ru/articles/20170207/827129856.html