Cтанислав Швагерус, председатель общественного движения "TAXI-2018"

МОСКВА, 2 фев - ПРАЙМ. Цены на такси за последние пять лет, по некоторым оценкам, снизились в 10 раз. Московские власти считают, что причина этого, в том числе, введение единых стандартов и желтого цвета. При этом рынок отнюдь не диктует удешевления такси - ведь метро и другой общественный транспорт не дешевеют.

Происходит это по одной причине - за прошедшее время пришли три агрегатора - "Яндекс.Такси", Gettaxi и Uber. Они заняли доминирующее положение на рынке транспортного обслуживания населения легковым такси - на их долю приходится 85% заказов. Используя это, они понизили тарифы - снижение шло практически каждые полгода. В итоге тарифы уже в два раза ниже себестоимости самой перевозки, и система держится на так называемых доплатах, которые проводятся практически всеми агрегаторами. Те тратят огромные деньги на инвестиции, но в итоге терпят убытки.

В России порядка 1,5 тысячи приложений заказов такси, однако создалась нерыночная ситуация, когда правила диктует ведущая тройка агрегаторов. Это привело к переработкам водителей - чтобы заработать 1,5 тысячи рублей чистыми, нужно провести за рулем не менее 18 часов. Это отрицательно сказывается на безопасности - недаром в последнее время так много новостей о происшествиях с участием водителей такси.

При этом имеет место выборочное увеличение тарифов. Это связано с тем, что агрегаторы могут вводить в определенные дни и часы повышенные тарифы, на которые некоторые пользователи имеют несчастье попадать. Это общемировая практика, но у нас ФАС (Федеральная антимонопольная служба РФ) почему-то считает, что агрегаторы работают на другом рынке и не подпадают под регулирование.

Однако многие отмечают, что за последние годы качество такси в столице улучшилось - сократилось время ожидания, на линию выходят новые машины. С парком действительно проблем нет, поскольку получить лицензию очень просто. Что касается обновления, то это заслуга правительства Москвы, на протяжении последних пяти лет субсидирующего ставки лизинговых и кредитных платежей. Однако при нынешних тарифах денег на обновление парка у компаний нет, поэтому через 2-3 года, а таков срок службы таксомобиля, они начнут стремительно выходить из строя.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Любые оценки и прогнозы, высказанные экспертом, являются его собственным мнением.