Владимир Маркин, первый заместитель генерального директора ПАО "РусГидро"  

МОСКВА, 23 янв - ПРАЙМ. Климатические и экономические условия в России не слишком благоприятны для развития "солнца" и "ветра". Тем не менее в Якутии уже работают несколько солнечных электростанций "РусГидро". Всего их намечено построить там более полутора сотен. В отдаленных населенных пунктах, куда не проложены ЛЭП, они работают в паре с дизельными электростанциями и существенно экономят привозное топливо. Его туда крайне сложно и дорого доставлять, поэтому солнечные или ветровые станции там экономически оправданны. Также мы в настоящее время реализуем проект строительства четырех тепловых станций на Дальнем Востоке. Модернизированная теплогенерация действительно дает наилучшую финансовую отдачу.

Не правы те, кто считает, что Россия кардинальным образом отличается от остального мира и поэтому может себе позволить бесконечно жечь уголь, газ, нефть и ядерное топливо - просто потому, что это невозобновляемые ресурсы. Да и экономические условия могут измениться очень быстро, причем по самым разным причинам. Век назад такие причины возникли - и чтобы Павке Корчагину не пришлось вечно рубить дрова, собралась комиссия ГОЭЛРО. Результатом ее деятельности стало сбалансированное сочетание гидро- и тепловой энергетики. С тех времен технологии ВИЭ и сжигания топлива развиваются параллельными курсами.

Не прав и тот, кто считает, что российской энергетике пойдет на пользу, если одно из ее направлений - например, солнце, ветер или атом - получит возможность революционного развития за счет другого направления, приговоренного к уничтожению. Это не так.

Противоречия между последователями разных концепций развития энергетики, на самом деле, не так уж велики. Они возникли по естественным причинам. Структура энергетических компаний, возникшая после распада РАО ЕЭС, подталкивает работающих в них людей к лоббированию интересов своего направления. Точно так же в футболе люди болеют за свою команду. Но есть и интересы сборной, и они должны быть превыше всего. Для энергетики превыше всего должны быть не интересы направления, отрасли или бизнеса, а интересы страны. Важна не только энергоэффективность, но и энергобезопасность - а это далеко не одно и то же.

Компания "РусГидро", как известно, первые годы своего существования занималась только энергетикой на возобновляемых источниках. В этом мы - одна из крупнейших компаний мира, сейчас у нас есть гидроэлектростанции, солнечные, ветровые, геотермальные, даже одна приливная станция. Но с того момента, как частью "РусГидро" стало РАО "Энергетические системы Востока", мы имеем дело и с большим количеством тепловой генерации - от мощнейших угольных станций до крохотных поселковых движков. Далеко не всю эту генерацию можно оценивать только по бизнес-показателям, далеко не везде из-за убытков можно повесить на дверь "кочегарки" замок и уйти в тайгу. И это та данность, которая меняет взгляд на проблему.

Если оценивать перспективы развития энергетики в России и увеличение генерации ВИЭ, то мы точно не можем предварительно "убить" неэффективную тепловую генерацию, чтобы расчистить светлый путь альтернативной энергетике. Точно так же мы не можем поставить крест на альтернативной энергетике просто потому, что на наш век хватит и тепловой. Мы понимаем, что единственный приемлемый вариант - постепенное продвижение альтернативной энергетики в паре с обновлением тепловой - будут критиковать сразу с двух сторон за медлительность, недостаточную эффективность, "лишние" затраты и медленный возврат инвестиций.

Главной компетенцией "РусГидро" остается гидроэнергетика, где циклы принятия решений, проектирования, строительства объектов объективно существенно дольше, чем в тепловой энергетике, да и альтернативной тоже. Например, в КНР, где сейчас строят быстрее всех в мире, ВЭС мощностью 4 ГВт построили за два года, ГЭС - за пять лет. Но и там нет желаний перестать строить ГЭС. Потому что руководство этой страны мыслит не только в категориях фондового рынка или даже технологической моды, но планирует развитие на десятилетия и выстраивает политику с учетом всех факторов.

У России есть огромная территория, где вполне возможен дальнейший бурный рост энергопотребления, причем в не самом отдаленном будущем. Это - Дальний Восток. Там именно сейчас "РусГидро" одновременно строит и тепловые станции, и ГЭС, и СЭС, и ВЭС - в соответствии с наконец-то ясной государственной политикой.

Что касается энергетики в целом, то надо всегда помнить - это достаточно консервативная отрасль с длинными циклами. А главное, от надежности и устойчивости развития энергетики зависит вся остальная жизнь страны. Поэтому не должно быть каких-то резких, импульсивных влияний моды или конъюнктуры, но не должно быть и отставания от основных трендов мирового развития. Субсидируемые технологии пока таковым не стали. Дискуссии вокруг энергетики должны помочь сформировать сбалансированную стратегию развития.