Правительство запускает "бюджетную десятину"
МОСКВА, 12 янв - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Резкое падение цен на нефть вынудит власти начать новый год с внепланового сокращения бюджетных расходов. По данным агентства Reuters, министерства и ведомства должны принять решение о 10-процентном сокращении расходов до 15 января, в противном случае за них это сделает Минфин. Затем будут подготовлены соответствующие поправки в закон о бюджете.
Действующий закон о бюджете предполагает, что его доходы должны составить 13,7 трлн руб., расходы - 16,1 трлн, дефицит - 3% ВВП. При этом среднегодовая цена на нефть обозначена в законе в 50 долларов за баррель. Однако в настоящее время она существенно ниже – в декабре прошлого года средняя цена барреля колебалась в районе 35 долларов за баррель, а с начала текущего года и вовсе упала ниже 31 доллара.
Ранее правительство уже предупреждало о возможных шоковых сценариях, если нефть опустится ниже психологической отметки в 30 долларов за баррель, а президент Владимир Путин не исключал пересмотра бюджета из-за падения стоимости углеводородов.
О том, что конкретно будет сокращено, власти пока не говорят. Известно лишь, что секвестрированы не будут публично-нормативные расходы, зарплаты, денежное довольствие.
"Ведомства завышают планку и просят больше вместо того, чтобы оптимизировать расходы и повышать их эффективность, так что резервы для сокращения есть. С другой стороны, более оптимальным был бы точечный подход, ведь по одним категориям можно безболезненно урезать и более 10%, а по другим надо действовать гораздо осторожнее. Но у Минфина на такой подход, похоже, нет времени, поскольку обсуждения могут занять месяцы", - рассуждает главный экономист ING Дмитрий Полевой.
По мнению завкафедрой государственного и муниципального управления РЭУ им.Г.В.Плеханова Руслана Абрамова, сокращению могут подвергнуться, в первую очередь, госпрограммы .
"Например, ФЦП по транспорту можно урезать относительно безболезненно, по космосу, а также ряд программ по регионам, в частности, по развитию Дальнего Востока и Северного Кавказа. Есть также госпрограммы по авиапрому и ЖКХ, но, скорее всего, больше порежут инфраструктурных проектов. Социальные программы если и сократят, то незначительно, например, уменьшат объемы индексации зарплат, маткапитала и т.п.", - полагает он.
Дальнейшее сокращение госрасходов будет зависеть от динамики нефтяных цен. Дело не только в том, что они падают – бюджет и население могут приспособиться к любому уровню. "Основная проблема в их нестабильности – для нас лучше 30 долларов за баррель, но долговременно. В этой ситуации позиция Минфина увеличивать дефицит, но сокращать расходы по минимуму, которой он сейчас придерживается, вполне оправдывает себя, при ценовой волатильности ее эффективность под вопросом", - считает Руслан Абрамов.
Увеличение дефицита бюджета, в свою очередь, влечет за собой необходимость искать средства на его покрытие. Пока Резервный фонд и ФНБ не исчерпаны, но, по оценке ЦБ, это может произойти уже к 2019 году при сохранении нынешнего уровня трат.
В качестве запасных сценариев называют наращивание внешних и внутренних заимствований и приватизацию госсобственности. Сообщается, что на внутреннем рынке в 2016 году будет привлечен 1 трлн рублей, а на внешних площадках планируется занять до 3 млрд долларов в виде облигаций внешних займов РФ. Кроме того, в Минфине надеются получить в 2016 году около 1 трлн рублей доходов по итогам продажи государственного имущества.
Однако эксперты сомневаются, что оба эти источника в текущем году прибавят в госказну существенный объем средств. "Предлагать госпакеты компаний можно, однако текущая рыночная конъюнктура вряд ли благоприятна, и будет дилемма – либо продавать по той цене, что дают, либо ждать", - полагает Дмитрий Полевой из ING. По его мнению, приватизация будет рассматриваться в качестве приоритетного сценария не ради извлечения дополнительной прибыли, а лишь ради повышения эффективности управления компаниями.
Что касается внешних займов, то в нынешней геополитической ситуации они вряд ли являются оптимальным вариантом. Кроме того, многие западные инвесторы могут отказаться от покупки наших бондов из-за того, что Россия находится под санкциями. "Другое дело, если санкции отменят, а это рано или поздно произойдет, поскольку Западу тоже невыгодно иметь под боком огромную бедную страну с ядерным оружием", - полагает представитель РЭУ им.Г.В.Плеханова. В этой ситуации займы могут оказаться вполне выгодным вариантом, но лишь при благоприятной экономической конъюнктуре.
https://1prime.ru/articles/20160112/822926071.html