Уходящий 2012 год прошел для российской транспортной отрасли под знаком крупных сделок с портовыми и железнодорожными активами, тон задавала продолжающаяся приватизация госпакетов. Сфера авиаперевозок отличилась новыми банкротствами и катастрофой надежды российского авиапрома – самолета Sukhoi SuperJet-100. Основным событием 2012 года в автомобилестроении стала сделка по переходу "АвтоВАЗа" <AVAZ> под контроль франко-японского альянса Renault-Nissan.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ: РЕКОМЕНДАЦИЯ "ПОКУПАТЬ"

Правительство РФ в уходящем году объявило о планах приватизации части акций РЖД <RZHD03>, сама монополия купила зарубежного логиста, частные компании боролись за железнодорожные госактивы и активно покупали кэптивных операторов.

Летом был утвержден план приватизации, согласно которому в 2012-2013 годах планировалось продать 25% минус одна акция РЖД. После многочисленных дискуссий власти остановились на решении приватизировать в 2013 году лишь до 5% инфраструктурной госмонополии. Покупателем акций, по мнению Минтранса и РЖД, могут стать Внешэкономбанк <RU000A0JQ5W3> или госфонд.

РЖД, которые в последние годы занимаются продажей собственных "дочек", в этом году приобрели 75% акций французского логиста Gefco за 800 миллионов евро у концерна PSA Peugeot-Citroen. Президент РЖД Владимир Якунин рассказывал агентству "Прайм", что актив интересен с точки зрения разветвленной логистической системы и технологий.

Крупнейшей сделкой в уходящем году в отрасли стала продажа остававшихся у РЖД 25% акций Первой грузовой компании. Купить пакет напрямую хотела структура бизнесмена Владимира Лисина, уже владевшая 75% ПГК. Однако актив заинтересовал и АФК "Система" <AFKS>, которая решила развивать свой железнодорожный бизнес. Победила в отборе покупателей структура Лисина, предложившая 50 миллиардов рублей. "Система" не была допущена к торгам и подала на РЖД в суд, но позднее отказалась от иска. При этом корпорация ранее сама попала в схожую ситуацию с "СГ-трансом" - ее признали победителем отбора на покупку госпакета ж/д оператора за 22,8 миллиарда рублей, однако сделку пыталась оспорить дочерняя структура "Роснефти" <ROSN>.

Судьба акций "Трансконтейнера" <TRCN>, принадлежащих РЖД, по-прежнему остается туманной. Минэкономразвития и инвесторы высказывались за приватизацию оператора. РЖД настаивали на сохранении акций у монополии, однако в этом году предложили создать в рамках Таможенного союза единого логистического оператора на паритетных условиях с Казахстаном и Белоруссией и внести в его уставный капитал 50% «Трансконтейнера».

Сразу три металлургические компании в этом году продали своих железнодорожных операторов – "Металлоинвест" <RU000A0JS5A7>, "Евраз" и ММК <MAGN>. Активы пользовались большим спросом, ведь вместе с парком покупатель получал грузовую базу. В итоге два из них достались группе Globaltrans: "Метталоинвесттранс" и "ММК-Транс" плюс контракты на железнодорожные перевозки грузов этих метгрупп. Кэптивного оператора Evraz купил "Нефтетранссервис", также подписав договор на ж/д перевозки. "Нефтетранссервису" достался бы и "Трансгарант", но сделка не состоялась из-за продажи всей FESCO <FESH> группе "Сумма".

ПОРТОВЫЙ БИЗНЕС: НАЙТИ СЕБЕ ХОЗЯИНА

Этот год ознаменовался сменой акционеров крупнейших игроков на рынке, а также приватизацией государственных пакетов портов.

Бизнесмен Сергей Генералов продал FESCO группе "Сумма" Зиявудина Магомедова с инвестпартнером GHP Group за примерно 1 миллиард долларов. Теперь в планах "Суммы" выстроить логистическую цепочку между Европой и Азией через Россию. Эту функцию должны выполнить портовые активы "Суммы", а также актив FESCO "Трансконтейнер".

В число основных акционеров российского портового оператора Global Ports вошла крупная международная компания Maersk, что стало одним из наиболее значимых событий года в отрасли.

Государство в этом году продало акции в двух угольных портах. Мурманский морской торговый порт <MSCP> купила СУЭК за 2,2 миллиарда рублей, Ванино было приобретено за немыслимые 15,5 миллиарда рублей структурой "Мечела" <MTLR>.

Рынок в текущем году ожидал крупных сделок по продаже 25% акций Новороссийского морского торгового порта <NMTP> и 25% крупнейшей судоходной компании страны "Совкомфлот". Предварительно продажа компаний перенеслась на 2013 год: государство ждет роста цен и благоприятной ситуации на рынке.

АВИАЦИЯ: ПОЛЕТ НОРМАЛЬНЫЙ


Уходящий 2012 год не принес значимых сделок в авиационной отрасли, а запомнится преимущественно чередой негативных событий: катастрофы, включая нашумевшее крушение SSJ-100 в Индонезии, скандалы между перевозчиками и аэропортами и банкротство авиакомпании "Кубань" миллиардера Олега Дерипаски.

Авиационные власти РФ решили либерализовать международные направления, чтобы на каждом зарубежном маршруте появились как минимум два назначенных перевозчика. Это, как ожидалось, приведет к удешевлению билетов. Однако честной борьбы не получилось. Распределение наиболее привлекательных маршрутов привело к скандалам между Росавиацией, "Трансаэро" <TAER> и "Аэрофлотом" <AFLT>. Последний в этом году успел поругаться и со своим базовым аэропортом "Шереметьево", а затем подписать мировую - соглашение о стратегическом партнерстве, которое ФАС позднее признала антиконкурентным.

Катастрофы также не обошли стороной уходящий год. В начале апреля упал самолет ATR-72 компании "ЮТэйр" <UTAR>, входящей в тройку крупнейших авиаперевозчиков РФ. В мае в Индонезии при совершении первого демо-тура разбился новейший российский самолет Sukhoi SuperJet-100. Несмотря на опасения многих экспертов, катастрофа не повлияла на продажи - портфель заказов на SSJ уже составляет около 170 машин. В ближайшее время эти лайнеры пополнят парк перевозчиков из Индонезии и Лаоса.

Под конец года о своей финансовой несостоятельности заявила авиакомпания "Кубань", дополнив ряды обанкротившихся в 2011 году лоу-костеров "Авианова" и Sky Express. При этом о другом своем активе Дерипаска позаботился: нашел для "Базэл аэро", в которое входят аэропорты Краснодарского края, инвесторов в лице Сбербанка <SBER> и управляющей компании сингапурского аэропорта Changi Airports International.

Несбывшимися ожиданиями можно назвать так и не состоявшуюся продажу аэропорта "Домодедово". Его акционеры, которые на сегодняшний день по-прежнему остаются "темными лошадками", решили придержать аэропорт, хотя претендентами на покупку назывались "Альфа-групп", структуры Виктора Вексельберга, группа "Сумма" и частные владельцы "Внуково". Также в 2012 году не произошло ранее объявленное объединение аэропортов "Шереметьево" и "Внуково", которое, по всей видимости, переносится на 2013 год.

АВТОПРОМ: ВТО И LADA С ФРАНЦУЗСКИМ АКЦЕНТОМ

Вступление России в ВТО перераспределило приоритеты в работе как отечественных автопроизводителей, так и зарубежных компаний, захватывающих российский рынок. И поскольку теперь рентабельнее производить машины внутри страны, автогиганты создают кластеры, строят заводы и ищут выгодных контрактов с лидерами российского автопрома.

Россия в конце лета вступила в ВТО, что привело, прежде всего, к снижению пошлин на ввоз иностранных товаров. Однако Минпромторг подготовил проект по созданию утилизационных центров. Иностранцев обязали выплачивать специальный утилизационный сбор, а работающие в России автопроизводители могут вместо уплаты этого сбора предоставить властям гарантию безопасной утилизации транспортного средства в будущем. Итоговый уровень платежей при ввозе автомобилей соответствует тому, что был до снижения импортных пошлин при вступлении России в ВТО.

В декабре состоялось ожидаемое подписание документов по переходу «АвтоВАЗа» под контроль франко-японского альянса Renault-Nissan. Ежегодно на мощностях завода будет выпускаться 400 тысяч автомобилей Renault-Nissan. "АвтоВАЗ" запустит в ближайшие пять лет шесть новых моделей Lada, иностранные акционеры - около десяти моделей на площадках в Ижевске и Тольятти.

Однако конец года преподнес акциям «АвтоВАЗа» неприятный сюрприз – 20 декабря кто-то распространил в СМИ сообщения о выкупе акций у миноритариев автоконцерна по весьма выгодной цене. Коотировки акций компании взлетели, но информация о buy back была позднее официально опровергнута самим «АвтоВАЗом».

Надежда Фролова, Ольга Ждан, Юния Полякова, Прайм