Россия у руля G20 в 2013 году: консервативно, но с новыми ориентирами
Консультации по данному вопросу повестки начнутся в январе, но уже сейчас организаторы предчувствуют горячие дискуссии, ведь единого мнения по степени бюджетной консолидации у G20 нет.
Первая встреча на уровне министров финансов и глав центробанков двадцати крупнейших экономик мира под председательством РФ пройдет в Москве 15-16 февраля, а главы государств G20 осенью 2013 года встретятся в Санкт-Петербурге.
МААСТРИХТ ДЛЯ G20?
"Есть поручение лидеров, что к саммиту в Санкт-Петербурге должны быть разработаны, в первую очередь для развитых стран, новые целевые ориентиры по уровню приемлемой задолженности, по дефициту бюджета. Есть некое понимание, что такие ориентиры должны быть, что называется, country oriented, и выстроены в зависимости от текущей ситуации в экономике той или иной страны. То есть не должно быть некоего единого для всех показателя по той схеме, что есть сейчас в рамках Евросоюза, то есть маастрихтские договоренности", - рассказал агентству "Прайм" глава департамента международных финансовых отношений Минфина РФ Андрей Бокарев.
Согласно Маастрихтскому договору, страны, вступившие в еврозону, должны иметь дефицит государственного бюджета не выше 3% ВВП, госдолг - менее 60% ВВП. "Сейчас речь идет о том, что это может быть некий вариант трансформации в некий глобальный Маастрихт, но с тем пониманием, что больший акцент делается на учет индивидуальных особенностей, учет конкретной текущей макроэкономической ситуации", - сказал Бокарев.
Он добавил, что этот вопрос не самый простой. "Говорить, что это критерии только для развитых стран, а на остальных они не распространяются, это, наверное, тоже не совсем правильно. Не все так однозначно очевидно, есть разные точки зрения в формате "двадцатки", - сказал глава департамента Минфина России, напомнив, что договоренности, принятые в 2010 году в Сеуле саммитом G20, не содержали конкретных цифровых показателей.
В свою очередь замминистра финансов РФ Сергей Сторчак не исключал, что по итогам саммита G20 в России в сентябре 2013 года целевые ориентиры для развитых стран по дефициту бюджета и уровню государственного долга могут быть смягчены.
"Последняя рекомендация по финансовой консолидации, вполне возможно, будет несколько скорректирована по просьбе тех стран, которые считают, что уровень безработицы и темпы роста настоятельно диктуют определенное смещение. (...) В каком направлении это пойдет? Я не уверен, что в сторону уменьшения", - сказал Сторчак журналистам в начале декабря. Он пояснил, что сейчас все чаще обсуждается стимулирование роста в национальных экономиках.
"Есть позиция, что, давайте, откатимся назад и посмотрим, не слишком ли закрутили регуляторы гайки. Это уже висит в воздухе, и многие политики пытаются каким-то образом эти вопросы решать", - отметил замглавы Минфина РФ.
По сообщениям российской стороны, консультации с партнерами по этой теме начнутся с января 2013 года.
В Сеуле в 2010 году на саммите G20 лидеры стран высказали обеспокоенность тем, что ситуация со значительным ростом государственного долга и бюджетных дефицитов, в первую очередь в развитых странах, будет усугубляться. Развитым странам было рекомендовано взять на себя обязательства по серьезной бюджетной консолидации. На следующем саммите в Канне было решено, что к 2016 году развитые страны будут пересматривать целевые ориентиры по уровню госдолга и дефициту бюджета.
Страны с развитой экономикой должны провести необходимые структурные реформы и реализовать свои финансовые планы, страны с формирующимся рынком должны сохранить или использовать гибкую политику для смягчения внешних потрясений и поддержки роста, говорилось в последних рекомендациях МВФ. Сторчак напомнил, что в год председательства России при участии МВФ произойдет второй обзор глобальных дисбалансов. По мнению международных организаций, эти дисбалансы резко сократились, поэтому вопросы о восстановлении стимулирования экономического роста через торговлю выходят на новый виток.
О МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ И ИНВЕСТИЦИЯХ
Россия обещает в год своего председательства остаться верной традициям "клуба" и придерживаться консервативных взглядов на повестку.
"Мы решили не добавлять новых элементов повестки дня, а сконцентрироваться на традиционной повестке, которая предусматривает ускорение сбалансированного, комплексного и продолжительного роста и создание новых рабочих мест в мире", - заявила на одной из встреч, посвященных председательству РФ в G20 российский шерпа, начальник экспертного управления президента РФ Ксения Юдаева.
По словам представителей российской стороны, одним из главных пунктов повестки традиционно станет обсуждение ситуации в мировой экономике, в отдельных регионах и анализ существующих рисков, также G20 обсудит реализацию рамочного соглашения.
"Все точно так же традиционно, никаких изменений принципиальных не будет. Мы просто совместим дискуссию по рамочному соглашению с дискуссией по ситуации в мировой экономике", - сообщил Бокарев.
Он отметил, что на последней встрече шерп в середине декабря РФ получила от коллег по "двадцатке" одобрение темы финансирования инвестиций. "Сейчас пока рано говорить о том, что есть конкретный перечень предлагаемых решений, но в целом тема поддержана, работа над ней активно ведется, к февральской встрече министров финансов будут подготовлены первые документы с анализом складывающейся ситуации и конкретными предложениями, в каком направлении "двадцатке" двигаться", - сказал глава департамента Минфина РФ.
В свою очередь замминистра финансов Сергей Сторчак пояснил, что повестка для G20 в целом направлена на поиск решения этой проблемы, и участники заседаний будут анализировать, что можно сделать с учетом политических мер для развития данного сектора. "Что можно сделать для развития ситуации в отношении частного сектора, чтобы ему было проще выходить на финансовые рынки, а потом привлекать необходимые денежные средства", - отметил Сторчак.
Инвестиции стран-участниц "деловой двадцатки" (B20) могут стать катализатором роста глобальной экономики в условиях возможного экономического кризиса 2013 года, считает глава РФПИ Кирилл Дмитриев, являющийся сопредседателем рабочей группы "Инвестиции и инфраструктура" с российской стороны.
"На первом заседании рабочей группы мы говорили о том, как совместные инвестиции стран-участниц "деловой двадцатки" могут стать катализатором роста глобальной экономики в условиях возможного экономического кризиса 2013 года", - заявил Дмитриев, выступая на инаугурационной встрече B20 в Москве 12 декабря.
По его мнению, объединением капиталов и инвестиционных возможностей Европы, стран БРИКС и других государств "двадцатки" могут быть созданы условия, которые помогут оздоровить глобальную экономику. "Особое место в этом процессе будут играть инвестиции в инфраструктуру, в первую очередь в связь и транспорт", - отметил Дмитриев.
Юдаева сообщила, что именно под углом финансирования инвестиций и будут рассматриваться все остальные темы, обсуждаемые "двадцаткой" во время председательства России.
"Тема роста через инвестиции - эта тема проходит красной нитью через все наше председательство", - сказала она.
ЖИРНАЯ ТОЧКА НА КВОТАХ
На мероприятиях G20 в России повышенное внимание будет уделяться вопросам реформы международной финансовой архитектуры, в первую очередь реформе квот в МВФ.
Ранее участники G20 заявляли о намерении договориться о перераспределении квот МВФ к январю 2013 года. Согласно решениям, принятым лидерами "двадцатки" в Сеуле в 2010 году, в рамках реформы МВФ и пересмотра квот в 2012 году должна была быть определена формула формирования квот, а в следующем году должны были быть определены и сами квоты для ряда стран, роль которых в мировой экономике выросла за последние годы. Однако дискуссия по этому вопросу продолжится и в 2013 году.
Представители РФ еще осенью, когда стало понятно, что обозначенные G20 сроки сдвигаются, высказывали надежду, что решение по квотам будет принято именно во время председательства России.
"Показатель валового внутреннего продукта при распределении квот должен быть решающим. Это, на наш взгляд, было бы объективным", - заявил глава Минфина РФ Антон Силуанов.
По словам министра, с таким подходом изменения квот согласны страны БРИКС, США и ряд других членов "двадцатки". "Есть вопросы у европейских стран, особенно у небольших государств, у которых, если мы будем рассчитывать формулу по этому показателю – ВВП, доля этих стран должна сократиться. Поэтому остаются предложения о различных коэффициентах с тем, чтобы эта доля сильно не менялась. Наша задача – найти компромисс", - сказал Силуанов.
Сейчас формула расчета квот в МВФ состоит из четырех компонентов - ВВП, открытость, изменчивость (вариативность) экономики и резервы страны - с весами 50%, 30%, 15% и 5% соответственно.
ДОЛГОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
По словам Бокарева, в структуре вопроса о финансовой архитектуре стоит и обсуждение второго приоритета российского председательства - управление долгом. Этой темой будет заниматься та же рабочая группа, что и квотами в МВФ, уточнил он.
"Безусловно, нынешний уровень задолженности и все те риски, которые с этим связаны, нельзя рассматривать в отрыве от общей ситуации в экономике, ситуации на финансовых рынках и так далее", - сказал глава департамента Минфина РФ.
Основной акцент в данной дискуссии будет сделан на то, что можно сделать для предотвращения кризисов задолженностей в будущем, а также на эффективном использовании привлекаемых денежных средств.
"Мы предлагаем сконцентрировать эту тему исключительно на совершенствовании тех рекомендаций, которые были созданы еще десять лет назад Всемирным банком и Международным валютным фондом с точки зрения управления долгом и нуждаются в актуализации", - сказал Силуанов.
Еще одним вопросом, традиционным для G20, но который Россия предлагает рассмотреть под новым углом, станет проблематика финансового регулирования.
"Здесь все то же самое, здесь единственное что, мы уже озвучили подход партнерам, все-таки в повестке дня финансового регулирования достаточно много специализированных вопросов, которые в силу объективных причин нет необходимости выносить на обсуждение лидеров. В части этой повестки лидерам будет предложено буквально два-три вопроса, которые с нашей точки зрения и коллег из Совета финансовой стабильности будут наиболее приоритетными", - сказал Бокарев.
Сторчак ранее отмечал, что считает интересным вопросом, который можно было бы вынести на обсуждение, теневой банкинг (shadow banking) и возможности по регулированию этого сектора. Под определением "теневой банкинг" понимается посредническая деятельность финансовых институтов, которые не являются кредитными организациями.
"Теневой банкинг - тема относительно новая для Совета финансовой стабильности (FSB), обсуждение начато не так давно. (...) В конце (обсуждения - ред.) будут приниматься некие рекомендации по принятию мер регулирующего воздействия на этот сегмент рынка, которые бы на перспективу исключили бы регулятивный арбитраж", - сказал замминистра финансов РФ.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
Крупным блоком повестки G20 станет также энергетика и регулирование в этой сфере.
"Здесь у нас есть специальная рабочая группа, которая действует больше по процессам шерп, но есть ряд вопросов, которые традиционно рассматриваются Минфинами: волатильность цен, ликвидация неэффективных субсидий на ископаемые виды топлива. Посмотрим, сможем ли мы обеспечить по этим вопросам какие-то реальные результаты", - сказал Бокарев.
Сторчак в середине декабря отмечал, что все шансы попасть в повестку имеет обсуждение роли международных котировочных агентств (Argus и Platts) и их возможностей по влиянию на ценообразование.
"Пока это открытый вопрос. То есть тема роли price reporting agencies и возможности их влияния на ценообразование на энергоносители пока не снята с повестки дня. Хотя есть ряд заключений, аналитических докладов, свидетельствующих о том, что их роль не настолько велика, как изначально некоторыми странами "двадцатки" оценивалось. Это только один из возможных вариантов", - сказал Бокарев.
Он пояснил, что Россия будет стараться сконцентировать внимание лидеров на тех моментах, на которых реально можно обеспечить какие-то договоренности и серьезные для "двадцатки" решения.
В числе прочих направлений стоит доступность и достоверность информации по запасам, по объему добычи углеводородного сырья и предсказуемость этих показателей с точки зрения потребления.
А ЧЕМ ВЫ ТУТ ТРИ ГОДА ЗАНИМАЛИСЬ?
На саммите в сентябре предполагается принять целый ряд документов, в том числе отчет выполнения G20 за последние три года обязательств в области развития: что было сделано, какие проблемы стали основными. Кроме того будет подготовлен многолетний план действий "двадцатки" в этой области. Эти документы будут выноситься на саммит лидеров и будут прикладываться в качестве дополнений к заявлениям по итогам саммита, сказал Бокарев.
"Группа двадцати" объединяет страны из разных регионов мира и с разным уровнем хозяйственного развития, а также ведущие международные финансовые организации на основе заинтересованности в коллективном решении важнейших мировых экономических и финансовых проблем.
Членами "двадцатки" являются Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Южная Корея, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Япония и Европейский союз. Постоянными участниками встреч "двадцатки" являются МВФ, Европейский центральный банк и Всемирный банк. Всего на страны "Группы двадцати" приходится свыше 85% мирового ВВП. В них проживает свыше 60% населения мира.
Лана Самарина, Прайм
https://1prime.ru/Politics/20121225/759014470.html