МОСКВА, 20 фев — ПРАЙМ. Соосновательница и владелица онлайн-ритейлера Wildberries Татьяна Бакальчук стала самой богатой женщиной России по версии журнала Forbes, обогнав бессменного лидера прошлых лет — президента компании Inteco Management Елену Батурину.

По данным издания, состояние Бакальчук за год выросло на 400 миллионов долларов, составив на 20 февраля 1,4 миллиарда долларов. Состояние Батуриной за тот же период не изменилось и на 20 февраля составляет 1,2 миллиарда долларов. "Новая оценка состояния Бакальчук — следствие изменений, произошедших с ее основным активом — интернет-магазином Wildberries. Согласно опубликованному в четверг рейтингу 10 крупнейших онлайн-продавцов, в 2019-м оборот Wildberries вырос на 88% и составил 223,5 миллиарда рублей", — отмечает Forbes.

Wildberries за 2019 год выполнила 164 миллиона заказов, — вдвое больше, чем год назад, настолько же вырос ассортимент — с 1,8 до 3,6 миллиона наименований, и число поставщиков — до 19 тысяч, пишет журнал. Собственная сеть пунктов выдачи заказов компании превысила 6300 точек в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении. Год назад стало известно о планах Wildberries выйти на рынок Польши, а в январе текущего года компания запустила там продажи.

Впервые Бакальчук вошла в список богатейших людей России в 2018 году, — тогда ее состояние Forbes оценил в 600 миллионов долларов. "Через год ее состояние выросло почти вдвое, обеспечив статус второй женщины-миллиардера в списке после Елены Батуриной, вдовы бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова и в прошлом — одного из крупнейших девелоперов столицы", — отмечает издание.

Батурина входит в список Forbes с 2004 года, стартовав с 1 миллиарда долларов. За 16 лет ее состояние поднималось до максимальных 4,2 миллиарда долларов в 2010 году и лишь однажды, после кризиса 2008 года, опускалось ниже 1 миллиарда — до 900 миллионов долларов в 2009 году. В последние два года состояние Батуриной остается неизменным — 1,2 миллиарда долларов.

КРУПНЕЙШИЙ ИГРОК

Журнал Forbes опубликовал первый рейтинг крупнейших российских продавцов товаров и услуг в рунете, поместив на первое место интернет-ритейлера Wildberries с выручкой от онлайн-продаж в 223,5 миллиарда рублей.

Второе место в рейтинге заняла группа "Аэрофлот", собственные онлайн-продажи которой выросли за пять лет в 2,5 раза, до 221 миллиарда рублей. Третье место — у совместного предприятия китайского торгового гиганта Alibaba Group, российских Mail.ru Group и "Мегафона", а также РФПИ — онлайн-гипермаркета AliExpress Russia с выручкой от продаж в интернете в 201,4 миллиарда рублей.

На четвертое место Forbes поместил холдинг РЖД (выручка от онлайн-продаж составила 172,2 миллиарда рублей), на пятое — крупнейшую российскую розничную компанию на рынке бытовой техники и электроники M.Video-Eldorado Group (120 миллиардов рублей).

Далее в рейтинге — крупнейшая частная авиакомпания России S7 Airlines (95 миллиардов рублей), интернет-магазин Ozon (80,5 миллиарда рублей), компания "Ситилинк" (75,3 миллиарда рублей), сеть DNS (60,3 миллиарда рублей), строительный торговый дом "Петрович" (60 миллиардов рублей).

Как отмечает Forbes, в рейтинг десяти главных продавцов рунета попали компании, чьи товары и услуги существуют и оказываются в офлайне, а интернет для них — только канал продаж. По данным издания, россияне тратят мало денег в интернете по сравнению с жителями других стран — всего 190 долларов на человека в год (американцы — почти 1400 долларов, немцы — около 1100 долларов, китайцы — чуть более 1000 долларов).

Forbes уточняет, что в рейтинге приведена выручка без НДС для традиционных ритейлеров или оборот за вычетом возвратов для компаний, имеющих значительную долю агентских продаж в структуре доходов. Данные предоставлены компаниями, в иных случаях журнал использовал оценку, полученную путем опроса экспертов. В рейтинг вошли компании, которые изначально выбрали интернет в качестве основного канала продаж, а также офлайн-игроки из разных секторов экономики с большим объемом продаж в интернете. При этом в списке нет оценок онлайн-выручки финансовых компаний, бизнес-модель которых сильно отличает их от других участников рейтинга.