Никита Масленников, руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития

МОСКВА, 14 апр - ПРАЙМ. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 19 апреля, скорее всего, представит Госдуме стандартный отчет о том, что правительство благодаря слаженной работе смогло выйти из рецессии и начать восстановление, достигнуты серьезные успехи в торможении инфляции, проиндексированы пенсии, строятся школы и т.п.

Но бизнес, экспертное сообщество и общественность от выступления премьера ждут не этого. Самое главное, что нужно всем - определенность по ряду направлений. Во-первых, что будут делать с курсом рубля на фоне противоречивых высказываний министров по поводу его укрепления и неясной до сих пор позиции ЦБ. Получается любопытная логика - при нынешнем курсе рубля правительство говорит, что мы лишимся роста, а эксперты называют в качестве ориентиров 61-62 рублей за доллар. Но для бизнеса это неоднозначный сигнал, поскольку в этом случае нужно хеджировать валютные риски.

Кроме того, не исключено, что  рубль на этой отметке не остановится и покатится еще ниже. Как тогда удержать инфляцию в рамках запланированных 4%? Если она поползет вверх, не исключено, что снижения ключевой ставки ЦБ до конца года не будет. Сейчас есть возможность зафиксировать ее в рамках 6,5-7,5%, однако эксперты склоняются, что регулятор не пойдет ниже 8-8,5%. Сохранение ставки на текущих уровнях означает, что кредиты для экономики с учетом низкой инфляции будут дороже, чем в конце прошлого года.

Во-вторых, нефтегазовый комплекс должен определиться с тем, продлять ли соглашение о заморозке добычи. Ведь в случае снижения экспортной выручки придется сворачивать ряд инвестпроектов. Много спорных сигналов идет по поводу налоговой системы, страховых взносов, различных реформ регулирования и надзора.

Есть ожидания, что премьер выскажется о работе над планом правительства, который мог бы стимулировать экономический рост до показателей выше среднемировых на рубеже 2019-2020 годов. Детали этого плана мы увидим не ранее середины осени, но некую рамочную конструкцию хотелось бы понимать уже сейчас. Тем более, первый квартал не порадовал нас с точки зрения статистики - после "резвого" начала в январе мы видели спад в феврале, а март, скорее всего, будет "половинчатым". В свете этого непонятны и перспективы второго квартала, в отношении которых апрель может оказаться решающим месяцем.

Медведев, скорее всего, отметит среди заслуг правительства более или менее грамотную бюджетную политику. Действительно, бюджет приемлемый в текущих условиях, тарифная политика по отношению к естественным монополиям также четко продумана. А вот низкая инфляция и усиление рубля - заслуга не правительства, а ЦБ.

С точки зрения потребительского спроса хвастаться нечем - он по-прежнему проваливается. Возможно, рост курса рубля поможет производителям модернизировать предприятия за счет импортных компонентов, что даст толчок и внутреннему инвестиционному спросу, но пока деятельность правительства с точки зрения инвестиций можно оценить на "тройку". Промпроизводство тоже падает, хотя, возможно, не такими темпами, как могло бы. В целом сохраняется ощущение, что структурный кризис, начавшийся в 2013 году, до сих пор не прекратился, и экономика растет волнообразно - за "оттепелью" следует очередной спад. И как из этого выбираться, правительство пока не обозначило.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Любые оценки и прогнозы, высказанные экспертом, являются его собственным мнением.