Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ)

МОСКВА, 28 мар - ПРАЙМ. Я думаю, что вопрос продажи АЗС "Лукойлом" состоит из двух частей. Компания может продать свои заправки как по экономическим причинам, так и по стратегическим, даже я бы сказал политическим причинам.Экономические причины продажи заключаются в том, что налоговый маневр приводит к тому, что внутри страны нефть становится дорогой, вместе с чем рентабельность переработки уменьшается. Соответственно, маржа "Лукойла" также снижается.

Помимо этого, есть политические причины, которые заключаются в том, что у "Лукойла" довольно слабый административный ресурс, который бы лоббировал их интересы, поэтому они опасаются, что со временем их попытаются заставить продать российские активы другим крупным игрокам. Мы видим, одна государственная компания поглощает несколько других компаний: "Роснефть" купила ТНК-ВР, "Роснефть" купила "Башнефть". Если мы вспомним, с чего начался первый рабочий день в "Башнефти" после поглощения, то вспомним про так называемую "приемку дел". Я думаю, что эта самая приемка дел была направлена на то, чтобы найти какие-то бумаги, которые бы, возможно, фиксировали какие-либо нарушения со стороны "Лукойла" или которые, по крайней мере, можно было бы предъявить "Лукойлу" в виде нарушения по разработке месторождений им. Требса и им. Титова.

Как мне кажется, возможно, что руководство "Лукойла" ожидает некого удара по себе и пытается продать низкорентабельные заправки, пока они стоят довольно дорого. Потому что, если на них начнутся нападки, никто, естественно, по высокой цене у них заправки не купит.Давление компания испытывает давно, просто я думаю, что глава "Лукойла" Вагит Алекперов довольно грамотно отбивается от попыток забрать активы: он демонстрирует политическую лояльность, реализует государственно значимые проекты. "Лукойл" самым первым перешли на экологическое топливо класса Евро-5. То есть он старается не давать поводов. Но сейчас, видимо, складывается такая ситуация, когда объектов для поглощения в российской нефтяной отрасли, кроме "Лукойла", в общем-то не осталось.

Эти опасения компании демонстрируются тем, что она предпочитает вкладывать в активы за рубежом. Понятно, что от российской части бизнеса они отказаться не могут и не хотят, собственно. Конечно, они будут развиваться в России, но сейчас пытаются минимизировать свои риски вот такой продажей низкорентабельных активов. Вполне возможно, что продажа заправок пойдет несколькими пакетами и если говорить о российских покупателях, то это могут быть "Роснефть" и "Газпром нефть".

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Любые оценки и прогнозы, высказанные экспертом, являются его собственным мнением.