Алексей Волков, директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ)

МОСКВА, 29 дек - ПРАЙМ. Реализация данной инициативы (ограничение прав банков на требование вернуть долги по потребкредитам с привязкой к доходам заемщиков на момент заключения договора. - прим. Прайм) возможна только в том случае, если банки смогут получить автоматизированный доступ к государственным базам данных, содержащих информацию о доходах граждан.

В настоящее время существует методика расчета текущей долговой нагрузки (PTI - payment-to-income). Это отношение ежемесячных платежей по всем кредитам к ежемесячному доходу. Такую методику НБКИ разработал и предоставляет банкам уже порядка двух лет. Более того, эта методика, по сути, уже является отраслевым стандартом и заложена в скоринговые модели банков. Стоит отметить, что данная методика показала себя репрезентативной, дающей адекватный результат как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также в сегментах заемщиков по доходам и отраслям занятости.

Если же говорить о некоей стандартизации долговой нагрузки с регуляторной точки зрения, то основная сложность здесь заключается в необходимости автоматизированного рабочего доступа кредиторов к достоверным сведениям о доходе заемщиков. Иными словами, способ получения должен быть быстрым и необременительным. Аналогично тому, как кредиторы имеют возможность получения достоверных сведений о кредитных обязательствах заемщиков путем обращения в бюро кредитных историй.

Что касается параметров долговой нагрузки, при которых заемщик может быть ограничен или вовсе отрезан от кредитных ресурсов, то здесь в случае реализации централизованной модели учета долговой нагрузки необходимо будет учитывать целый комплекс параметров. Например, для заемщика с доходом в 10 тыс рублей долговая нагрузка в 30% предполагает, что на остальные нужды после выплаты кредитов у него остается 7 тыс рублей, то есть практически невозможная для существования сумма. В свою очередь, для заемщика с доходом в 60 тыс рублей аналогичный показатель долговой нагрузки достаточно комфортен, так как у него после выплаты кредитов остается 42 тыс рублей.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Любые оценки и прогнозы, высказанные экспертом, являются его собственным мнением.