МОСКВА, 14 июл - ПРАЙМ. Повышение размера НДС для гостиничного и ресторанного бизнеса приведет к удорожанию греческого турпродукта и сделает его менее конкурентоспособным по сравнению с курортами соседних Испании или Кипра, сообщает во вторник Ассоциация туроператоров России (АТОР).

Лидеры стран еврозоны в понедельник утром достигли решения по проблеме урегулирования греческого долгового кризиса, которое позволит Греции остаться в валютном союзе. В числе предложений значатся требования к властям Греции принять план пенсионной реформы и законы о налогообложении и НДС. Также за дополнительную помощь для стабилизации своей экономики в рамках Европейского стабилизационного механизма (ESM) Афины должны повысить НДС для гостиниц, ресторанов и предприятий общественного питания и отменить 30%-ную налоговую скидку по НДС для островов Эгейского моря.

Чем грозит туризму Греции повышение НДС

Если на этой неделе греческий парламент одобрит соответствующий пакет реформ, то новые ставки НДС для отелей увеличатся с 6,5% до 13%, для местных кафе и ресторанов – с 13% до 23%. Эти новшества вступят в силу уже с 1 октября 2015 года.

"Повышение размера НДС для гостиничного и ресторанного бизнеса удорожает греческий турпродукт и сделает его менее конкурентоспособным по сравнению с курортами соседних Испании или Кипра", - говорится в сообщении АТОР.

Правда, в случае с островами отмена налоговых льгот по НДС будет постепенной: в первую очередь, это коснется островов с более высокими доходами, к которым отнесены Миконос, Санторини, Родос и Кос. В отношении других островов Эгейского моря ужесточение налогового режима произойдет к концу 2016 года.

"Представители греческого туризма, несмотря на все требования кредиторов, утверждают, что островам льготы по НДС необходимо оставить. В противном случае, утверждают они, пребывание на этих островах, с учетом транспортной логистики и доставки ряда товаров, окажется дороже, чем на курортах материковой Греции", - считают эксперты.

Греческий турсектор демонстрирует стабильность

Несмотря на все политические и экономические катаклизмы, в этом сезоне греческий туристический сектор по-прежнему демонстрирует стабильную работу. По данным Греческой национальной туристической ассоциации, количество прибытий по всей стране в 2015 году увеличилось на 7%.

"Зарубежные туроператоры подтверждают, что запросов на аннуляцию туров нет. Наблюдается некоторое отставание в бронированиях last minute. Однако, это лишь небольшая часть спроса, которая быстро восстанавливается. По прогнозам, 2015 год будет третьим успешным годом для страны", – говорится в сообщении греческой ассоциации.

О стабильности греческого турсектора заявляют и в Европейской ассоциации туроператоров. "У нас не было сообщений об отменах туров из-за текущей ситуации. Доставка туристов в рамках пакетных туров идет по графику, все места в отелях, букированные европейскими туроператорами, продаются согласно сезонному графику", – отметил директор европейской ассоциации Том Дженкинс. Он также добавил, что в настоящее время туроператоры-участники объединения обрабатывают сотни тысяч заявок от европейских туристов, желающих отправиться в Грецию.

О том, что туры в Грецию по-прежнему пользуются высоким сезонным спросом, говорят и российские туроператоры. "Сейчас бронирования и продажи идут в ровном режиме в соответствии с нашими планами по направлению. Аннуляций туров нет", – отметили в компании Tez Tour. Там так же подчеркнули, что круглосуточная служба поддержки туристов в Греции на протяжении двух недель "греческого кризиса" не зафиксировала ни одного звонка от туристов с жалобами на плохое питание, сложности с расчетами и тому подобное.

Значение туризма для экономики Греции

Эксперты Конфедерации Греческого туризма (SETE) проанализировали развитие туротрасли страны в 2014 году. Туристический сектор принес Греции в прошлом году 17 миллиардов евро доходов или 9,5% от общего ВВП страны. Косвенный же вклад туризма в экономику Греции составил от 20% до 25% ВВП. Греческий туризм в прошлом году показал рост на 11%, что принесло стране 1,7 миллиарда евро новых доходов.

По данным SETE, 1 евро туристической деятельности генерирует от 1,2 до 1,65 евро другого дохода – от сопутствующей экономической деятельности. При этом от туризма напрямую зависит до 50% ВВП Крита, островов Эгейского и Ионического морей. Туризм дает Греции 750 тысяч рабочих мест. В то же время в Конфедерации отмечают, что минусом туристической отрасли Греции является сезонность. Решить эту проблему в SETE предлагают за счет расширения туристического сезона.

Профессионалов греческого туризма поддерживают и в министерстве туризма страны. Так, выступая в минувший четверг на конференции журнала Economist, глава этого ведомства Елена Кунтура заявила, что главная цель правительства – продлить туристический сезон. Делать это предлагается за счет альтернативных форм туризма – медицинского, экскурсионного, конгрессного, паломнического. Для этого Греция готова выйти на новые для себя рынки и заняться созданием новых туристических продуктов.

Наряду с этим приоритетным является и привлечение инвестиций в сектор туризма, в том числе с рынков третьих стран. А для того, чтобы облегчить приход инвесторов, министерство разработает соответствующий пакет документов.

Перспективы греко-российского туризма

В Российском союзе туриндустрии (РСТ) поинтересовались у директора Греко-российской торговой палаты Елены Кондратовой, как новые экономические условия отразятся на ценах для российских туристов.

Эксперт уверена, что, несмотря на то, что бизнес будет поставлен в более жесткие условия, а доступ на рынок новых игроков станет ограниченным, россиянам не стоит бояться резкого повышения цен.

"Вряд ли российским туристам стоит ждать резкого повышения цен на отдых в этой стране: учитывая опыт многолетнего сотрудничества, греческий и российский турбизнес наверняка найдут компромиссные решения, чтобы сохранить турпоток", - приводятся в сообщении РСТ слова Кондратовой.