Аресты российских активов в Бельгии и Франции будут оспорены
МОСКВА, 18 июн - ПРАЙМ. Россия не согласна с решениями об аресте имущества страны во Франции и Бельгии и будет оспаривать их в судебном порядке. МИД РФ заявил, что арест активов Москва рассматривает как грубое нарушение норм международного права и требует принятия незамедлительных мер по восстановлению нарушенных суверенных прав России.
Во Франции и Бельгии было арестовано имущество, которое власти этих стран считают российским, во исполнение иска бывших акционеров ЮКОС, выигравших процесс в Постоянной палате третейского суда в Гааге. Постоянная палата третейского суда в Гааге 18 июля приняла решение по искам трех компаний, представляющих бывших акционеров ЮКОСа. Это решение предписывает России выплатить кипрским Hulley Enterprises и Yukos Universal Limited - дочерним компаниям GML, которые суммарно владели 51% ЮКОСа, - компенсации в 39,9 миллиарда и 1,85 миллиарда долларов соответственно, а Veteran Petroleum Ltd. - пенсионному фонду ЮКОСа - 8,2 миллиарда долларов - итого 50 миллиардов долларов.
Замороженными оказались и счета МИА "Россия сегодня" во Франции и Бельгии, однако журналисты агентства в этих странах продолжают работать, не прерывается онлайн и радиовещание. Вопреки сообщениям СМИ, здания МИА "Россия сегодня" во Франции и Бельгии арестованы не были - этих зданий у агентства в собственности нет, они арендуются у Госзагрансобственности.
Решения будут оспорены
Как заявил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, российские власти и адвокаты занимаются ситуацией с арестом активов России за рубежом. "Соответствующее подразделение правительства России, а также в первую очередь адвокаты, сейчас занимаются этим делом, поэтому я бы не хотел ничего комментировать. Безусловно, нам еще нужно уточнить детали, чтобы составить полную картину. Безусловно, мы сейчас самым тщательным и внимательным образом выясняем все обстоятельства вот этого иска", - сказал Песков журналистам.
Со своей стороны помощник президента РФ Андрей Белоусов заявил, что решения будут оспорены. "Мы будем оспаривать эти решения и по Франции, и по Бельгии, по всем странам. Все, что касается реализации решений гаагского суда, - мы считаем, что там был допущен целый ряд юридических неточностей, будем, конечно, оспаривать", - сказал он.
"Мы считаем достаточно спорными решения ЕСПЧ и гаагского арбитража, юристы международного уровня сейчас работают для того, чтобы наши интересы защитить", - добавил Белоусов.
"Нужно разбираться в судебном порядке. Если имеются правонарушения, то мы будем против этого предпринимать правовые шаги", - заявил в свою очередь глава МИД РФ Сергей Лавров.
Незначительный объем
Глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев назвал арест российского имущества за рубежом неправомерным. "Это неправомерное решение, неправомерные действия. Будем оспаривать, конечно", - заявил Улюкаев.
Министр отметил, что необходимо учитывать риски арестов российского имущества в других странах, в том числе ЕС и США. "Он (объем арестованного имущества - ред.) незначительный, не имеет серьезного финансового ресурса. Сам факт, конечно, очень неприятный. Действительно, можно ожидать распространения таких действий", - сказал Улюкаев.
Он подчеркнул, что Россия исключает для себя какие-либо выплаты по иску бывших акционеров ЮКОСа. "Совершенно исключаем. Мы считаем, что это неправомерное решение, которое мы оспариваем", - сказал он, отвечая на соответствующий вопрос.
Не признать иностранное право
Эксперт, доктор юридических наук Наталья Семилютина сказала РИА Новости, что Россия могла бы воспользоваться так называемой "оговоркой о публичном порядке", которая позволяет государству в виде исключения заявлять о неприменимости норм иностранного права в случае их явного противоречия национальному законодательству.
Она отметила, что есть возможность и обычного оспаривания решений как бельгийских, так и французских властей.
"В суде нужно оспаривать эти решения приставов, ссылаясь на то, что пусть докажут, что они (истцы - ред.) вложились в экономику России, где те полтора миллиарда, которые они отсуживают обратно, что они сделали на эти полтора миллиарда. Если вы не докажете, то, извините, решение политизировано, можно так и 10 миллиардов насчитать", - заявила эксперт.
Не первый случай
В прошлом имущество РФ уже подпадало под арест в европейских странах.
Так, российские активы в ряде западных банков были арестованы в пользу швейцарской компании Noga судом Люксембурга и стокгольмским арбитражем. В 2000 году французские власти в связи с иском Noga к российскому правительству арестовали в порту Бреста прибывший туда для участия в международном морском празднике "Брест-2000" российский парусник "Седов". Позже арест с парусника был снят, поскольку он не являлся госсобственностью. В тот же год трибунал Парижа наложил обеспечительный арест на счета Банка России и почти 70 российских учреждений и компаний, в капитале которых участвует российское государство - среди них были посольство и генконсульство России в Париже и Внешэкономбанк. Центробанку тогда удалось добиться разморозки своих счетов во Франции, Внешэкономбанк также успешно оспорил арест своего счета в Евробанке.
В 2001 году Noga предприняла попытку арестовать выставленные на авиасалоне в Ле-Бурже самолеты Су-30МКК и учебно-тренировочный МиГ-АТ. По решению дирекции авиасалона самолеты были отбуксированы в другое место, не участвовали в полетах и вернулись в Россию. Москва оспаривала законность ареста самолетов, суд признал, что налагать на арест на них было нельзя ввиду их военного характера.
В 2005 году коллекция картин французских художников из Музея изобразительных искусств Пушкина страховой стоимостью более 1 миллиарда долларов была арестована швейцарской полицией и таможней в рамках разбирательства с Noga. Позднее правительство Швейцарии разблокировало арест картин и дало разрешение на их вывоз в Россию.
В 2008 году французские судебные исполнители наложили арест на банковские счета российских организаций в двух французских банках. Это коснулось средств РИА Новости и ряда депозитов, размещенных Банком России. В том же году в Швейцарии Noga сначала добилась разрешения на аресты счетов Банка России в нескольких банках, но затем была подтверждена необоснованность попыток компании преследовать российские активы в Швейцарии.
В 2010 году в Швеции было вынесено решение по иску немецкого бизнесмена Франца Зедельмайера, который требовал от России компенсировать ему потерянные инвестиции при попытке организовать бизнес в Петербурге в 1990-х годах. Несмотря на все попытки оспорить решение, верховный суд Швеции постановил, что дипломатическая недвижимость России в этой стране - помещения жилого дома торгового представительства в Швеции - может быть арестована и принудительно продана с аукциона. Россия отказалась исполнять это решение.
https://1prime.ru/News/20150618/813449377.html