Банку России снова предстоит пройти между Сциллой и Харибдой
МОСКВА, 10 июн - ПРАЙМ. Банку России вновь предстоит найти компромисс между стимулированием роста экономики и сохранением стабильности на финансовых рынках. С одной стороны - замедление инфляции позволяет снизить ключевую ставку. С другой, продолжающийся спад в российской экономике и волатильность рубля препятствуют смягчению монетарной политики. От ЦБ в очередной раз требуется поистине "соломоново" решение - как без потерь пройти между Сциллой и Харибдой.
Аналитики сошлись во мнении, что регулятор будет максимально консервативно подходить к принятию решения о ставке, поэтому ее уровень может быть снижен не более чем на 1 процентный пункт - до 11,5% с 12,5% годовых.
Очередное заседание совета директоров ЦБ по ставке состоится 15 июня. В 2015 году регулятор уже трижды снижал ключевую ставку, последний раз - в мае - снижение составило 1,5 процентных пункта: с 5 мая ключевая ставка составляет 12,5% годовых.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина на прошлой неделе заявила, что ожидает замедления роста цен, но, несмотря на то, что пик инфляции пройден, риски пока высоки.
Костин: ЦБ придет к ключевой ставке 9,5-10% осенью 2015 г >>
"Предыдущее более активное понижение ставки на 150 базисных пунктов было связано с нормализацией макроэкономической ситуации. Сейчас снова мы видим волатильность на валютном рынке, возобновление валютных интервенций. Мы прогнозируем, что скорость снижения ставок будет медленнее, чем без этих интервенций, потому что возникают дополнительные риски для инфляции", - считает старший экономист по России "Открытие Капитала" Дарья Исакова.
Инфляция - ключевой фактор
Замедление инфляции по-прежнему остается главным аргументом для ЦБ в вопросе смягчения денежно-кредитной политики, утверждают экономисты. "Инфляция стабилизировалась на уровне 0,1% в неделю, и даже в летние месяцы ожидается дефляция. Инфляционное давление, связанное с девальвацией, скорее всего, уходит. А новых факторов инфляционных пока нет", - считает председатель совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин. По его оценке, ЦБ снизит ключевую ставку на 1 процентный пункт, максимум - до 1,5 процентного пункта. Его слова подтверждают и свежие данные Росстата - инфляция за первую неделю июня замедлилась до нуля впервые с августа 2014 года.
Другие аналитики придерживаются более консервативной точки зрения. Исакова из "Открытия Капитал" ожидает снижения ключевой ставки ЦБ на 50-100 базисных пунктов. Аналитик Нордеа банка Дмитрий Савченко разделяет эту позицию. "Согласно риторике ЦБ, во главе угла остается сокращение экономики РФ, темпы рецессии только усугубляются в последние месяцы. Соответственно, этот факт будет заставлять ЦБ продолжать нормализацию денежно-кредитной политики", - считает он.
Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова также ожидает снижения ключевой ставки ЦБ на 1 процентный пункт. "В принципе, основной аргумент (для снижения ставки - ред.) инфляционный. В последние два месяца инфляция идет лучше ожиданий, демонстрируя замедление роста. Поэтому у Центрального банка, с точки зрения инфляционного таргетирования, есть основания продолжить снижение ставок", - полагает она.
Условия для снижения ЦБ РФ ключевой ставки есть, заявил Улюкаев >>
"Инфляционный фон несколько нормализуется, и постепенно мы видим некоторое замедление инфляции. В этих условиях создается больше возможностей для снижения процентной ставки", - добавляет главный экономист российского отделения Deutsche Bank Ярослав Лисоволик.
Аналитик Росбанка Евгений Кошелев солидарен с ними в оценке снижения ключевой ставки регулятором до 11,5% годовых. "Мы полагаем, что ЦБ продолжит смягчение и 15 июня снизит ставку на 100 базисных пунктов. Доводы для смягчения политики остаются прежними - замедление инфляции и инфляционных ожиданий и падение экономической активности", - рассуждает он.
Давление на рубль
Однако волатильность рубля заставит Банк России замедлить темп снижения ключевой ставки, считают эксперты.
Летом россияне активизируют поездки за рубеж, а компании и банки выплачивают годовые дивиденды, что создает дополнительную нагрузку на курс рубля, предупреждает Исакова. "В силу того, что сезонное ослабление рубля в летние месяцы повторялось из раза в раз, люди могут уже сейчас, ожидая дальнейшее ослабление рубля, попытаться предвосхитить эти движения, что может усилить давление на рубль", - беспокоится Исакова.
"Обменный курс (рубля - ред.) за последние несколько недель достаточно серьезно обесценился, и в этих условиях, наверное, вряд ли можно ожидать очень агрессивных мер со стороны ЦБ по снижению ставки", - резюмирует Лисоволик.
По его мнению, золотой серединой является снижение ключевой ставки ЦБ на 100 базисных пунктов. "Это компромисс между стимулированием роста экономики с одной стороны и, с другой стороны, необходимостью сохранять определенную стабильность на финансовых рынках", - поясняет он.
Влияние ФРС
Федеральная резервная система (ФРС) США в ближайшее время может повысить процентные ставки, и это также окажет опосредованное влияние на российскую экономику и рубль, замечают аналитики.
"Есть еще один аргумент за то, что регулятор может снизить ставку не на 100, а лишь на 50 базисных пунктов - это политика ФРС США", - считает Исакова. "Есть предположения, что повышение процентных ставок в американской экономике начнется раньше осени, и это, соответственно, окажет давление на рубль, а также инфляцию. При таком стечении обстоятельств ЦБ, скорее всего, будет по максимуму использовать консервативный подход по снижению ключевой ставки", - объясняет она.
С ней согласна и Орлова из Альфа-банка. "Во-первых, ставки все-таки приближаются к некоторому дну. Во-первых, потому что снижение ключевой ставки началось еще до замедления инфляции, то есть с опережением. Во-вторых, скорее всего ФРС США рискнет повысить процентные ставки, и в такой ситуации снижать рублевую ключевую ставку, наверное, достаточно рискованно", - считает эксперт.
Интрига дня
Главной интригой заседания совета директоров ЦБ станет заявление о том, как регулятор намерен сочетать цель наращивать международные резервы до привычных 500 миллиардов долларов с политикой инфляционного таргетирования. Таргет ЦБ по инфляции - 4% к 2017 году.
У регулятора в этом вопросе уже нашлись противники. Так, например, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, ранее курировавший в ЦБ денежно-кредитную политику, усомнился в реалистичности достижения обеих целей.
Эксперты оценили возможность снижения ставок по потребкредитам >>
Вместе с тем, Набиуллина на минувшей неделе назвала комфортным объем международных резервов в 500 миллиардов долларов, отметив, что накопление следует осуществлять так, чтобы оно не противоречило политике инфляционного таргетирования. Первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин затем пояснил, что для достижения этого уровня резервов может потребоваться от трех до пяти лет.
Экономисты ждут, что ЦБ в своем заявлении объяснит, как сможет этого добиться. "Самое главное - что регулятор скажет после заседания. В последнее время они вернулись к валютным интервенциям и делали заявления по поводу желания наращивать резервы, то есть непонятно, как эти цели у них сочетаются с инфляционным таргетированием. Может быть, они прояснят цели своей политики", - резюмирует Орлова.
https://1prime.ru/News/20150610/812719257.html