МОСКВА, 27 дек - Прайм, Ксения Тимакова, Янис Мадни. Бизнесмены Михаил Прохоров и Дмитрий Мазепин уверенно выиграли в конце 2013 года борьбу за контроль над компанией "Уралкалий" , однако неформальные условия сделки, а также будущее ценового картеля с белорусами, судя по всему, станут известны только в следующем году.

"Уралкалий", контролирующий пятую часть мирового рынка хлористого калия, спровоцировал падение мировых цен и кризис в отношениях с Белоруссией, основным партнером России по интеграции на постсоветском пространстве, приняв летом новую стратегию продаж в расчете с помощью низких цен остановить новые проекты конкурентов по добыче калия.

Президент России Владимир Путин на публике очень сдержанно комментировал события вокруг "Уралкалия", подчеркивая, что отношения с Белоруссией остаются приоритетом. В свою очередь его белорусский коллега Александр Лукашенко не стеснялся в выражениях, обвиняя акционеров и управленческую команду компании во всех смертных грехах.

Сделка, в ходе которой компании Прохорова приобрели 27,09% "Уралкалия" у предыдущего владельца Сулеймана Керимова, а "Уралхим" Дмитрия Мазепина - 20%, в том числе у партнеров Керимова, позволила успокоить белорусского президента и нормализовать отношения, особенно после того, как новые владельцы осторожно намекнули на возможность восстановления ценового соглашения. 

Между тем "калийная война" не обошлась без жертв: генеральному директору "Уралкалия" Владиславу Баумгертнеру пришлось заплатить за корпоративное решение свободой и покинуть свой пост.

САМИ ПО СЕБЕ

Калийные удобрения являются одним из незаменимых элементов в сельском хозяйстве, обеспечивая рост и питательную ценность растений. За последнее 10 лет мировой рынок калия увеличился на треть и превысил 50 миллионов тонн. Пиковые цены в 2008 году достигали почти 1 тысячи долларов за тонну.

Поддержанию цен способствовала и расстановка сил на мировом рынке калия, который по сути являлся "рынком продавца". Основными конкурентами являлись трейдерская "Белорусская калийная компания" (БКК), созданная на паритетной основе "Уралкалием" и "Беларуськалием" в 2005 году, и канадский экспортер Canpotex, объединяющий крупнейших североамериканских производителей удобрений. На БКК по итогам 2012 года приходилось около 43% мировых продаж, на Canpotex - более 30%.

"Уралкалий" до последних событий реализовывал стратегию "цена превыше объема", и снижение цен привело к сокращению его доли на мировом рынке калийных удобрений по итогам первого полугодия 2013 года до 17% с 22% в 2012 году. В конце июля компания сменила стратегию продаж, объявив, что отныне будет фокусироваться на объемах продаж вне зависимости от цен поставок.

Для этого "Уралкалий" решил направить все экспортные потоки через свою "дочку" и отказался от сотрудничества с белорусским партнером. Именно этот шаг, поставивший под угрозу стабильность экспорта удобрений из Белоруссии, а значит и валютные поступления в бюджет республики, положил начало "калийной войне" и изменениям в самом "Уралкалии".

При этом, разрушив устоявшуюся структуру мирового рынка, "Уралкалий" отправил цены на калийные удобрения в стремительное пике: с августа они упали с 400 до 300 долларов за тонну.

ВРЕД ВО БЛАГО

Инвесторы "Уралкалия" испытали шок от летнего заявления: стоимость акций на Московской бирже в тот день рухнула более чем на 24%. Кроме того, в тупик были поставлены мировые конкуренты компании, не ожидавшие подобного развития событий.

Сам "Уралкалий" отказ от картеля официально объяснил тем, что "Беларуськалий" в нарушение договоренностей начал торговать удобрениями "на стороне" - не через БКК. Причем аналогичные претензии к российской компании предъявил и сам "Беларуськалий": по его данным, "Уралкалий" через своего дочернего трейдера экспортировал до 80% продукции.

Однако на рынке существует иное мнение о мотивах поступка российского холдинга. Еще в 2009-2010 годах Индия и Китай, крупнейшие покупатели калийных удобрений, намекали на то, что цены завышены.

Намек понят не был, и спустя некоторое время обе страны начали снижать закупки удобрений, Китай приступил к разработке собственных калийных проектов, а горнорудный гигант BHP Billiton заявил о намерении запустить калийное производство в Канаде. "Уралкалий" в мае 2013 года высказал свои опасения в отношении планов BHP и поставил в зависимость от них запуск своих новых проектов.

Ввод мощностей в Китае и Канаде ставил под сомнение положение БКК в качестве диктатора на рынке: в случае их запуска снизилась бы зависимость от этого трейдера, равно как и цены на калий.

Таким образом, смена стратегии "Уралкалия", обладающего самой низкой в мире себестоимостью продукции (в районе 60 долларов за тонну), и последующее падение цен и маржи на рынке должны были привести, как трактовали решение компании аналитики, к уничтожению большинства новых проектов, разработка которых стала бы невыгодной.

ЗАЛОЖНИК КАЛИЙНОЙ ВОЙНЫ

Однако история спустя месяц получила неожиданное продолжение: гендиректор "Уралкалия" был задержан в минском аэропорту после встречи с премьер-министром Белоруссии Михаилом Мясниковичем. Как отмечали источники "Прайма", российская компания просчитывала все последствия, арест Баумгертнера был единственным риском, к которому она не была готова.

Ему как председателю набсовета БКК, а также еще ряду топ-менеджеров компании были предъявлены обвинения в злоупотреблении служебными полномочиями, в том числе в создании "разнообразных жульнических финансовых схем", которые принесли ущерб белорусской стороне. Подобные обвинения были выдвинуты и совладельцу "Уралкалия" Керимову, которого белорусские власти даже пытались включить в списки разыскиваемых Интерполом.

Белоруссия сразу дала понять, что на шутки она не настроена: к задержанному не сразу допустили адвокатов и пожилую мать, и только на второй день разрешились передать некоторые личные вещи - зубную щетку, пасту и мыло. Этот список, конечно, потом пополнился, в том числе двумя томами "Анны Карениной". 

Проведя ровно месяц в белорусском СИЗО, Баумгертнер был переведен под домашний арест в Минске. А спустя почти еще два месяца его экстрадировали в Россию. Для этого в Москве ему были предъявлены аналогичные обвинения.

Лукашенко еще в начале октября предупреждал, что отдаст Баумгертнера России лишь в том случае, если там его немедленно арестуют. "Вор должен сидеть в тюрьме", - заявлял белорусский лидер.

В начале декабря "заложник калийного спора" был отпущен судом под домашний арест уже в Москве. Ему было разрешено общаться с родственниками и адвокатами, а покидать место проживания - только с разрешения следователя.

СДЕЛКА ГОДА

Лукашенко настаивал не только на смене гендиректора "Уралкалия", но и на смене крупнейшего акционера - после того, как не нашел с ним общий язык. По словам самого белорусского президента, он заранее через хозяина "Русснефти" Михаила Гуцериева предупреждал совладельца "Уралкалия" о возможности уголовного преследования, но был Керимовым "послан".

Президент республики намекнул, что лучшим выходом из сложившейся ситуации для Керимова будет продать свой пакет в компании. Покупателем он видел либо Гуцериева, либо российское государство, для которого это "небольшие деньги".

На фоне этого с начала осени стали регулярно появляться все новые слухи о поиске Керимовым покупателя на свой пакет в "Уралкалии". Среди претендентов называлась значительная часть списка миллиардеров Forbes. Помимо Прохорова, упоминались тандем Гуцериева и совладельца АФК "Система" Владимира Евтушенкова, бывший банкир и экс-глава Госстроя Владимир Коган, Аркадий Ротенберг, уже владеющий активами в отрасли минудобрений, а также "Норильский никель" и банк "Россия", крупнейшим акционером которого является Юрий Ковальчук.

Но, например, Евтушенкову и Гуцериеву не понравилась цена на пакет, который они были готовы купить только без премии - по рыночной цене компании на уровне 15-16 миллиардов долларов. Однако сам Керимов рассчитывал реализовать актив исходя из оценки всей компании в 20 миллиардов долларов. Коган же, бывший в конце сентября ближе всех к приобретению акций "Уралкалия" у Керимова, не смог договориться с ним по неким нефинансовым вопросам, не касающимся суммы сделки.

В ноябре стало известно, что основным претендентом на актив является Прохоров, который намерен приобрести акции в паре с владельцем "Уралхима" Мазепиным. "Уралхим" в начале декабря официально подтвердил участие к сделке, но заявил, что действует независимо от "Онэксима" Прохорова.

Сумма сделок не раскрывается. Но ранее информированный источник называл "Прайму" ориентировочную цену сделки с "Онэксимом" - около 200 рублей за акцию при рыночной стоимости около 175 рублей. Исходя из этого, на покупку всех 27,1% калийной компании могло быть направлено около 160 миллиардов рублей (порядка 5 миллиардов долларов). Если "Уралхим" покупал по близкой цене (а он сообщал, что будет премия к рынку), то ему сделка могла обойтись примерно в 120 миллиардов рублей (3,7 миллиарда долларов).

"Онэксим" свои планы в отношении управления калийным гигантом пока не озвучивал, обозначив только, что для группы это долгосрочная инвестиция в ожидании позитивного развития рынка в целом и "Уралкалия" в частности.

"Уралхим", который специализируется на производстве минеральных удобрений и закупает сырье у "Уралкалия", также отмечал, что для него приобретение акций - портфельная инвестиция, и объединения активов не планируется. На преференции по цене на калий "Уралхим" также пока не рассчитывает, поясняя, что это будет приносить вред другим акционерам "Уралкалия".

Через пару дней после закрытия сделок совет директоров "Уралкалия" принял решение о смене генерального директора компании, назначив на этот пост заместителя председателя совета директоров "Уралхима" Дмитрия Осипова. Дальнейшая судьба Баумгертнера пока неизвестна.

ОЗДОРОВИЛИ РЫНОК?

Насколько новая стратегия "Уралкалия" оправдает возложенные на нее надежды, время еще покажет. В третьем квартале, большую часть которого он прожил с новой политикой, калийный гигант смог увеличить загрузку мощностей в среднем до 80% с 70% в первом полугодии. Объем продаж вырос до 2,6 миллиона тонн с 2,5 миллиона тонн годом ранее, а выручка снизилась на 19% - до 856 миллионов долларов, что лучше, чем в целом за девять месяцев (на 25%).

В то же время в компании считают, что избранная ею стратегия помогла оздоровить калийный рынок: спрос начал восстанавливаться. По прогнозам производителя, в 2014 году он может достичь 58-60 миллионов тонн против 53-54 миллионов тонн в 2013 году. На этом фоне компания рассчитывает нарастить свое производство.

"Беларуськалий", чей бизнес пострадал после разрыва с "Уралкалием", в конце ноября сообщил о том, что его октябрьские продажи уже превышают те, что были в период сотрудничества. По утверждению компании, ей удалось сохранить всю географию поставок, а также долю на рынке, составлявшую в первом полугодии 2013 года 17%.

В 2014 году "Беларуськалий" рассчитывает расширить список стран-покупателей и увеличить продажи до 7 миллионов тонн калийных удобрений по цене как минимум 300 долларов за тонну с 5 миллионов тонн в этом году.

При этом не исключено, что в 2014 году российский и белорусский калийные гиганты восстановят свой торговый картель. "Уралхим", которому теперь принадлежит 20% "Уралкалия", уже заявил, что не против этого.