С.-ПЕТЕРБУРГ, 22 июн - Прайм. Российский рынок пива может в 2014 году возобновить рост, в случае если не будут приняты новые законодательные ограничения. Если же отрасль будет продолжать испытывать давление, а рынок падать, пивоваренные компании будут вынуждены все чаще закрывать свои заводы.

Такими прогнозами в интервью агентству "Прайм" в рамках ПМЭФ поделился председатель совета Союза российских пивоваров, президент пивоваренной компании "Балтика", старший вице-президент Carlsberg Group по Восточной Европе Исаак Шепс.

ПИВНОЙ РЕНЕССАНС 

Рынок пива РФ падает последние четыре года - сначала из-за экономического кризиса, а затем из-за резкого повышения акцизов и принятия ряда законодательных ограничений.

Однако рынок может восстановиться, считает Шепс. "Уверен, что рынок восстановится и выйдет на прежний уровень, - говорит он. - Согласно нашим ожиданиям, в 2014 году рынок начнет расти". По его словам, этот рост будет измеряться несколькими процентами. Ранее президент Carlsberg Group и председатель совета директоров "Балтики" Йорген Буль Расмуссен говорил, что в среднесрочной перспективе пивной рынок России может расти в среднем по 3-5% в год.

Динамика на рынке зависит от многих факторов, однако первоочередными из них являются макроэкономические факторы и возможные дополнительные законодательные ограничения, "которые уже сегодня мешают работать пивоваренным компаниям", обращает внимание Шепс.

"Мы надеемся, что новых ограничений не будет введено. Однако если обратиться к опыту, в течение нескольких последних лет постоянно появлялись новые ограничительные  инициативы, - отметил глава союза. 

"ЭТО НЕЛОГИЧНО"

 В том числе, напомнил Шепс, сейчас обсуждается предложение запретить ПЭТ-упаковку для реализации продукции в таре более 0,5 литра. "Мы не понимаем, почему плохо покупать пиво в таре более 0,5 литра, учитывая, что водка спокойно продается в литровых бутылках", - недоумевает он.

По его словам, большинство чиновников считают такие запреты нелогичными, но напрямую об этом не говорят. "Мы рассчитываем, что действия правительства будут логичными. Разве не лучше, чтобы потребители покупали пиво крепостью 5%, чем алкоголь крепостью 40%. Конечно, важно потреблять этот напиток ответственно", - отмечает Шепс.

Ранее пиво запретили продавать в киосках, а также, как и остальной алкоголь, реализовывать в любых магазинах в ночное время. 

 "Запрет на продажу алкоголя с 11 вечер до восьми утра логичен. Но в некоторых регионах существует другое время продаж, которое нам не кажется логичным", - отметил Шепс. В пример он привел Тульскую область, где можно продавать пиво только с двух часов дня. "Из-за этого продажи пива в этом регионе в первом квартале в целом по рынку упали на 30% к аналогичному периоду прошлого года", - констатировал глава отраслевого союза.

ПИВОВАРНИ ПОД ЗАМОК

Если же ситуация в отрасли не будет улучшаться, пивоварам придется все чаще задумываться об оптимизации производства в виде закрытия части предприятий. По словам Шепса, за последние четыре года в РФ было закрыто 6-7 пивоваренных заводов. В том числе за последние полгода компания "Сан ИнБев", российское подразделение пивоваренного концерна Anheuser-Bush InBev, закрыла две производственных площадки в России.

 "Два года назад мы закрыли завод "Вена" в Петербурге, и если такая тенденция снижения рынка продолжится, нам придется закрывать заводы, - отметил глава "Балтики". - Это негативно скажется на национальной экономике". Он напомнил, что у "Балтики" сейчас работает 10 заводов  в разных регионах РФ.

"Carlsberg инвестировали 13 миллиардов долларов в российских рынок, и мы это делали, чтобы вести здесь рынок, а не для благотворительности, - сказал Шепс. - И мы не понимает, почему правительство ведет себя таким образом, ведь если будет эффективный бизнес, правительство будет получать крупные налоги".

Он напомнил, что в 2014 году акцизы на пенный напиток будут увеличены с 15 рублей до 18 рублей за литр, то есть рост на 20%. Прямо пропорционально будут увеличиваться и потребительские цены на продукцию, пояснил собеседник агентства.