Нужно вернуть доброе имя слову "форекс"
МОСКВА, 24 дек — ПРАЙМ. Темпы перетока клиентов зарубежных форекс-брокеров в компании, работающие под российской юрисдикцией, растут, но не настолько быстрыми темпами, как хотелось бы. О том, что мешает этому процессу и что может его подстегнуть, об итогах работы рынка форекс в 2021 году и планах на 2022 год агентству "Прайм" рассказал управляющий директор "Альфа Форекс" Кирилл Дронов.
- Давайте начнем беседу с подведения итогов года: как вы оцениваете свой рост на фоне общего усиления притока неквалифицированных инвесторов на биржу? Дошли ли они до вас?
— Наш ключевой показатель — количество людей, которые у нас реально торгуют, а не просто имеют открытый счет. Если таких активных трейдеров в 2020 году было 4 тысячи, то в этом году их число уже приближается к 11 тысячам. То есть, за год мы выросли в 2,5 раза, мы думаем, что сохраним такой же темп и в дальнейшем.
Отмечу, что к нам приходят далеко не те, кто впервые слышит слово "форекс". В 95% случаев наши новые клиенты уже имеют опыт работы с иностранными компаниями, действующими в России без лицензии. Это мы понимаем по вопросам — а почему у вас такое маленькое кредитное плечо? Действительно, по закону максимальный размер плеча у нас 1:50, а на деле не более 1:40. За рубежом плечо может быть и 1:500, и 1:1000. Для наглядности сравним с авторынком: покупателю, привыкшему ездить на машинах со скоростью 200 км/ч предлагают машину с "потолком" в 30 км/ч. Понятно, что зарубежные брокеры пока занимают львиную долю рынка, и по размеру кредитного плеча мы с ними не можем конкурировать. Но со временем клиенты оценивают плюсы российской юрисдикции, например клиентам нравится, что форекс-дилер является налоговым агентом и платит за них налоги. Также, в последнее время Банк России активно препятствует работе иностранных форекс-компаний в России — блокирует их сайты, выпускает директивы, препятствующие платежам в адрес иностранных форекс-компаний. Клиенты это видят и предпочитают российские компании, работающие в легальном поле. Ведь они понимают что из иностранной форекс компании свои деньги забрать все сложнее.
- Какое место на российском рынке форекс вы занимаете?
— Это ни много ни мало 75% российского легального рынка форекс. По сути, три четверти российских клиентов торгуют сегодня в "Альфа Форекс". В российском форексе очень легко посчитать долю рынка, которая приходится на каждого участника, поскольку раз в квартал компании обязаны публиковать данные по числу клиентов, а также по финансовому результату. Мы понимаем, что рано или поздно приблизимся к 100% или даже упремся в этот потолок.
- Что определяет такой успех — принадлежность к международной финансовой группе, уникальные предложения, дружественный клиенту формат?
— Альфа-Форекс — 100% дочерняя структура Альфа-Банка, одного из лидеров мирового финансового рынка и №1 в Центральной и Восточной Европе по объему торгов на валютном рынке. Поэтому марку держать нужно. Есть и другие причины — мы особо не конкурируем с другими российскими игроками, что понятно по доле рынка. Наши конкуренты скорее офшоры, где торгуют до полумиллиона россиян. Наш потенциальный клиент пока сидит там. Мы в рамках закона сделали все, чтобы люди не ощущали разницу и предлагаем уникальные сервисы. Например, у нас есть мобильное приложение — в иностранных компаниях это норма, но в России это наш эксклюзив пока. Два типа счета — опять-таки норма для запада, но в России есть только у нас. Только в Альфа-Форекс есть возможность пополнить счет с пластиковой карты любого российского банка — Visa, MasterCard, Мир, что безусловно дает преимущество перед нашими конкурентами в России.
Еще один плюс — только мы даем возможность торговать в рублях, долларах и евро одновременно. Круглосуточная торговля рублем есть только у нас, остальные на ночь прекращают сделки. Всю торговлю можно проводить в электронном виде, без визитов в офис, что актуально в условиях пандемии. В кооперации с Альфа-Банком мы запустили доставку банковских карт на дом, что позволяет стать клиентом Альфа-Банка и Альфа-Форекс без визита в офис. Кстати, таким образом мы привели Альфа-Банку порядка 5 тысяч новых клиентов. Так что клиенты голосуют деньгами за выгоду, простоту и удобство.
- Как изменилось их отношение после введения обязательного тестирования инвесторов с 1 октября?
— Большая часть наших клиентов, как я говорил, люди опытные, и в конце концов они тест проходят. Конечно, часть потенциальной базы из-за этого отсеивается, но это хотя бы какой-то доступ к неквалифицированным инвесторам. Другая возможность — стать квалифицированным инвестором. Самый простой вариант — иметь на счету 6 млн рублей, а этого нет у большинства россиян. В текущей редакции закона люди хотя бы имеют возможность легально торговать в России, а не в офшорах.
- На каких направлениях деятельности вы намерены сосредоточиться в 2022 году? Поделитесь намеченными планами.
— Услуги лицензированного форекса ограничены — мы пока можем только торговать валютами, хотя и их у нас больше, чем у кого бы то ни было в России — 34 валютные пары. Все, что можно было сделать в рамках текущего закона, мы реализовали. Мы сконцентрировались на улучшении клиентского сервиса, повышаем удовлетворенность клиента при использовании наших приложений, недавно перешли на онлайн обслуживание клиентов в мессенджерах Но это по большому счету мелочи. Для глобальных изменений необходимо изменение законодательства, которое позволит расширить инструментарий и даст возможность заключать контракты на разницу на ценные бумаги, товары и индексы
Сейчас соответствующий законопроект находится в Минфине, и мы надеемся, что в следующем году он будет принят. Подобные инструменты доступны клиентам у нелицензированных иностранных форекс компаний, они много лет ими торгуют, так что сложностей быть не должно. Мы ожидаем, что в случае разрешения можем предложить клиентам, в том числе, инструменты с доходностью по облигациям в долларах 7-8%, в евро — 5-6%. Это намного выше банковских ставок по валютным вкладам, при этом купон может выплачиваться ежедневно. Это дало бы нам большой приток клиентов. Да и слово "форекс", которое имеет в России неоднозначный оттенок, люди стали бы воспринимать лучше.
- А с чем связана эта неоднозначная, как вы сказали, оценка форекса? Это только у нас, или в Европе тоже?
— Негатив, наверное, во всем СНГ в той или иной степени присутствует. На постсоветском пространстве была масса финансовых пирамид типа МММ, которые мошеннически обирали людей. Под прикрытием слова "форекс" тоже делали подобные пирамиды — собирали деньги и закрывались, обнуляясь буквально за день. Методы были разные — людей принуждали брать кредиты, потом делились с банками и т.п. Это происходило настолько массово, что люди до сих пор помнят и рассказывают друг другу, на чем обожглись. На Западе, насколько я знаю, такого массового обмана населения не было.
Иными словами, репутация подмочена. Теперь, зная, насколько мы зарегулированы и максимально безопасны для клиента, порой хочется даже уйти от слова "форекс" в названии. Потому что это равнозначно тому, чтобы открыть компанию МММ и пытаться собрать деньги. Большинство вам не поверит, даже если вы будете самой суперчестной в мире компанией.
- Но за последние пять лет рынок изменился все-таки в лучшую сторону?
— Лет пять-шесть назад в России наблюдался расцвет форекса: инвестировали огромные деньги в рекламу, и Москва, и другие города были буквально увешаны банерами. Сейчас реклама иностранных форекс компаний запрещена. Но к этому пришли не сразу: сначала некоторые участники не восприняли ужесточения всерьез и продолжали отправлять клиентов в офшоры. В результате они лишились лицензий. Конечно, это отложило отпечаток на весь рынок — навязчивая реклама ушла в прошлое, а методы работы кардинально изменились.
Во-вторых, ни у кого сейчас нет таких бюджетов на рекламу, потому что иностранным форекс компаниям, которые имеют огромную маржинальность, возвращая клиентам в лучшем случае 10 из вложенных 100 рублей, рекламироваться нельзя, а у российских нет такой маржинальности и такой большой клиентской базы.
По данным нашей ежеквартальной отчетности, в среднем 65% участников легального рынка форекс теряют, а 35% зарабатывают. Это сопоставимо с любым финансовым рынком, где торгуют с кредитным плечом. Таким образом, те клиенты, которые имеют опыт и развивают его, активно зарабатывают — в офшорных компаниях такое невозможно. Они не хотят отдавать клиентам даже эти 10 рублей, и теперь торговать там стало еще опаснее.
- Но почему туда по-прежнему стремятся? Ведь в офшорах сотни тысяч человек, а у вас пока лишь десятки тысяч….
— Я уже приводил пример с машинами. Представьте, вам предлагают автомобиль — качественный, красивый, безопасный, но с ограничением скорости 30 км/ч. Вы дальше и слушать не захотите — куда на ней можно поехать, если средняя скорость на дорогах намного выше? Так и с кредитным плечом — если у нас 1:30-1:40, то в офшорах в десятки раз больше. Для сравнения, в Белоруссии плечо может быть 1:100 и выше, и там рынок гораздо более оживленный. Возвращаясь к машинам: если машину с ограничением в 30 км/ч никто не купит, то ограничение в 100 км/ч вполне реально. В конце концов, в городах быстрее ездить все равно нельзя.
- Есть ли различия в регулировании рынка форекс в России и за рубежом?
— Есть, и очень значительные. О кредитном плече мы уже говорили, но есть и еще существенные отличия. Например, в той же Белоруссии разрешены дополнительные инструменты, о которых я говорил выше — CFD или контракты на разницу на акции, облигации. Иностранные форекс-дилеры могут заключить договор удаленно, в России только лично или через идентификацию в кредитной организации. В результате, в Белоруссии уже более 20 игроков и более 100 тысяч активных клиентов, при этом они тоже защищены законом, а налоги текут в казну.
Но в плане защиты клиентов российские законы без преувеличения лучшие в мире. На российском рынке форекс даже при желании нельзя уйти в минус и остаться должным. Клиент может потерять максимум 20% при полной загрузке депозита, что бы ни случилось на рынке. Он полностью защищен от "черных лебедей". Чтобы потерять весь депозит, нужно раз десять подряд специально ошибиться. Даже если хочется все слить специально, этого не получится. Такой защиты не получить ни в одной другой стране.
Более того, в России безопаснее хранить деньги у форекс-дилера, чем в банке. Максимальная гарантия по вкладам — 1,4 млн рублей, а на рынке форекс есть субсидиарная ответственность. Если даже игрок обанкротится, остальные участники должны возместить клиентам 100% потерь.
- Как влияет на рынок деятельность Ассоциации форекс-дилеров, в которой вы состоите?
— Деятельность СРО я оцениваю, как решающую для рынка форекс в России и максимально ее поддерживаю. Когда стоял вопрос о допуске неквалифицированных инвесторов к торгам, именно ассоциация буквально спасла нашу отрасль. И таких примеров масса. Ассоциация занимается не столько контролем, сколько развитием и продвижением рынка. Особенно хочется отметить руководителя СРО Евгения Машарова — как опытный юрист, он умеет донести наши законотворческие инициативы до властей так, что это действительно работает. Организация умудряется сохранять наш рынок, и это не громкие слова, а факт.
- Каких регуляторных новаций вы ждете в 2022 году?
— Самое главное — законотворческая деятельность. Я надеюсь, что в следующем году появится закон о допуске инвесторов к новым инструментам. Хотелось бы получить плечо 1:100 — как в Белоруссии — хотя бы для квалифицированных инвесторов, уже имеющих опыт с такими инструментами. Люди просят нас об этом ежедневно, но этого нет. Поэтому уходят в зарубежные компании. Я знаю немало вип-клиентов, которые вынуждены отправлять миллиарды в зарубежные форекс-компании, например, в Швейцарию, ведь там разрешены большие плечи. А ведь эти деньги могли бы оставаться у нас.
- Как, на ваш взгляд, изменится рынок форекс через пять лет? Кто уйдет с рынка, кто придет, какие сервисы и услуги появятся?
— Перед Новым годом традиционно верится в чудеса. Поэтому выскажусь, как мечтатель. Российский рынок форекс должен остаться самым безопасным в мире — это важно и клиентам, и государству, и нам. Хотелось бы притока новых клиентов — налоги должны оставаться у нас в стране. Жду технологических подвижек, чтобы нам разрешили принимать клиентов удаленно. В пандемию это станет дополнительным плюсом. И, наконец, хотел бы, чтобы слово "форекс" благодаря нашим стараниям, и другим участникам рынка, перестало быть ругательным в России. СРО может помочь в случаях обмана граждан на зарубежных площадках, как минимум посодействовать в их скорейшей блокировке, но наши возможности небезграничны. Тут важна и помощь государства — деньги доверчивых граждан не должны перетекать в карманы зарубежных брокеров, даже не пытающихся получить российскую лицензию. Я буду только рад, если рынок начнет активно расти, появятся новые игроки, пусть даже это будет стоить нам лидирующих позиций. Даже если будет не 4, а 10 компаний — это будет диверсифицированный рынок, серьезная большая легальная отрасль. Тогда и мне самому будет, где торговать — ведь из-за конфликта интересов у себя я это сделать не могу, а рисковать в зарубежных компаниях не хочу, да и нет там таких условий, в этом я постоянно убеждаюсь, как клиент —давно хочу поторговать рублевыми парами, обзваниваю крупные зарубежные компании, но нигде даже близко нет таких условий как у нас, поэтому лично мне остается только ждать новых игроков в России
https://1prime.ru/Interview/20211224/835601142.html