Дмитрий Болясников, "ВТБ Капитал": Компании РФ в 2018 г сохранят активность на рынке капитала
МОСКВА, 10 ноя - ПРАЙМ, Илья Нестеров. Российский рынок акционерного капитала на текущий момент по объему сделок уже превзошел показатели прошлого года и до конца года может превысить отметку в 6,5 миллиарда долларов, следующий же год обещает сохранение высокого уровня активности с точки зрения количества сделок с более диверсифицированным портфелем транзакций. Об этом, а также о том, в каких отраслях стоит ждать новые IPO российских компаний, о возвращении спроса инвесторов и будущем рынка, рассказал в интервью агентству "Прайм" исполнительный директор управления рынков акционерного капитала "ВТБ Капитала" Дмитрий Болясников.
- Год подходит к концу, можно подвести предварительные итоги. Судя по количеству сделок, рынок капитала демонстрирует восстановление по сравнению с 2016 годом. Чем примечателен для вас текущий 2017 год, какие тенденции рынка можете выделить?
- На данный момент объем сделок на рынке акционерного капитала с участием российских компаний уже превзошел итоговые показатели прошлого года и до конца этого года он вполне может превысить отметку в 6,5 миллиарда долларов. Мы считаем, что высокий уровень активности сохранится и в следующем году, по крайней мере, с точки зрения количества сделок. Если говорить об объемах, то все будет зависеть от размера транзакций. Например, в этом году было много сделок объемом порядка 200-300 миллионов долларов, и для того, чтобы превзойти показатели 2017 года, необходимо реализовать более крупные транзакции объемом около 700 миллионов-1 миллиарда долларов или даже больше, как в случае с IPO EN+.
Стоит отметить, что сейчас выстраивается значительный pipeline сделок IPO. В предыдущие годы инвесторы не были готовы погружаться в процесс price discovery, брать на себя риски нового менеджмента, новой компании, новых планов. Им было более комфортно принять участие во вторичных размещениях, экстраполировать динамику торгов и финансовых показателей компании на будущее и понять, комфортно ли им с этим риском или нет, какой дисконт к стоимости акций они готовы платить. В случае, если желания инвесторов совпадали с ожиданиями компании или продающих акционеров, то сделка, как правило, осуществлялась.
Очевидно, что при такой волатильности рынков, почти все сделки запускались только после проведения так называемого процесса "wall crossing" – за несколько дней или часов до запуска сделки инвесторам на конфиденциальной основе объясняли суть сделки, ее параметры, спрашивали об их аппетите с точки зрения дисконта и размера потенциальных заявок. Такой подход позволяет обеспечить успешность сделки, потому что к моменту, когда необходимо принять решение запускать сделку или нет, уже примерно понятно, получится ли ее сделать в ожидаемых объемах и с теми ценовыми параметрами, на которые рассчитывает компания или продающий акционер.
- Мы видели, что в этом году много IPO проходило по нижней границе объявленного ценового диапазона. Участники рынка говорят, что это новая реальность. Действительно это так?
- Ценовой ориентир, с которым открывается книга заявок в IPO, выстраивается, в том числе, на основе диалога аналитиков банков-организаторов сделки с инвесторами перед запуском букбилдинга и роудшоу менеджмента, анализом их отзывов и индикаций инвесторов, с которыми велся конфиденциальный диалог до запуска IPO. В результате это пересечение пожеланий компании и комментариев инвесторов.
Нельзя забывать, что лет 9-10 назад динамика построения книги заявок была немного другой, рынок демонстрировал значительный рост, буквально в каждой ECM-сделке была многократная переподписка, поэтому у инвесторов было меньше возможностей торговаться.
Сейчас ситуация на рынке изменилась, инвесторы, как правило, ждут завершающих стадий размещения, чтобы подать заявки, и, соответственно, торгуются. Тем не менее, это не значит, что в таких условиях сделка всегда проходит по нижней границе ценового диапазона, все зависит от уровней, на которых устанавливается диапазон, динамики книги заявок, количества инвесторов, присутствия якорных инвесторов. Любая сделка - это переговорный процесс, где у каждой стороны есть своя тактика.
Возвращаясь к процессу wall crossing, мы видим, что в рамках ECM-сделок, особенно IPO, проводится большая работа с инвесторами, чтобы подвести их к участию в транзакции, обеспечить высокий уровень спроса с их стороны. Если они подают заявки, и книга подписывается довольно быстро, то переговорная позиция переходит на сторону продавца. На этом этапе уже можно рассматривать возможность повышения цены или сужения ориентира цены в тот диапазон, где выстраивается основная часть спроса.
- В прошлом году вы говорили нам о восстановлении спроса на российские активы и, очевидно, темпы только возрастают по сравнению с предыдущими годами. Что будет поддерживать спрос в 2018 году? И можно ли спрогнозировать объем сделок будущего года?
- Как я уже говорил, итоговый объем сделок в 2018 году будет зависеть от реализации крупных транзакций, на данный момент хороший ориентир – этот год, надеюсь, что удастся повторить и улучшить показатели, если продолжится текущая динамика.
Если мы говорим о том, что будет поддерживать спрос, то российский рынок по-прежнему сильно недооценен по сравнению с развивающимися рынками, и это, конечно, привлекает инвесторов. В целом, инвесторы, рынок и эмитенты уже в большей степени приспособились к санкциям и их последствиям. Также существует большой отложенный спрос инвесторов к диверсификации своего портфеля, к новым сделкам, такой же отложенный спрос есть и у компаний и их основных акционеров.
Безусловно, у инвесторов всегда есть аппетит к качественным активам, и мы видим, что сейчас выстраивается pipeline транзакций с подобными эмитентами, поэтому я думаю, что спрос и предложение обязательно найдут точку соприкосновения в следующем году.
- Если говорить про сделки текущего года, можно сказать, что они проходили проще и легче, чем раньше?
- Каждая сделка проходила по-своему. Безусловно, если смотреть глубину книги заявок, то мы видим как большее количество заявок в целом, так и рост количества иностранных инвесторов и стран, поэтому книги заявок более диверсифицированы. Это видно и по вторичным, и по первичным размещениям этого года.
Конечно, итоговый состав книги во многом определяется тактикой аллокации, ведь необходимо обеспечить не только диверсифицированный состав инвесторов, но и хорошие торги бумагой на вторичном рынке.
- Можете выделить регионы, инвесторы из которых только начинают входить в российские активы?
- Можно отметить возвращение спроса со стороны инвесторов из континентальной Европы.
Кроме того, растет интерес суверенных фондов к сделкам с российскими активами, их, конечно, важно привлекать в качестве якорных инвесторов. Если углубляться в географию суверенных фондов, то по большей части это ближневосточные фонды, китайские партнеры также проявляют интерес к российским сделкам.
Часто в рамках сделок идет большая работа с крупными инвесторами, которых нельзя назвать суверенными фондами, но которые по масштабам могут рассматриваться в качестве стратегических инвесторов. Для многих из них участие в IPO не является привычной формой инвестирования, но мы видим, что процесс обучения идет и надеемся, что подобные компании смогут расширить инвесторскую базу сделок на рынках акционерного капитала.
- Можно сказать, что Скандинавия – это новый инвестор в российские ECM-сделки?
- Инвесторы из этого региона практически всегда участвуют в сделках. Мы всегда видим спрос с их стороны - иногда больше, иногда меньше в зависимости от сектора и формата сделки.
- В этом году преобладают сделки компаний металлургического сектора – ТМК, Русал, Полюс, Норникель, ММК, Северсталь. Почему именно этот сектор в лидерах по количеству сделок?
- В последнее время значительно выросли цены на конечную продукцию в металлургической отрасли, фундаментально отрасль находится на подъеме. В целом сектор торговался гораздо ниже по мультипликаторам, чем аналоги в развивающихся рынках.
Подъем в секторе обеспечил рост интереса к производителям. В свою очередь многие из них стали фокусироваться на том, что может привлечь интерес инвесторов. Например, некоторые компании стали предпринимать шаги для увеличения объемов ликвидности, в частности, посредством вторичных размещений, которые часто реализовывались с перспективой включения акций компании в индекс MSCI. Кто-то работал с дивидендной политикой, чтобы сделать компанию более привлекательной.
Такие позитивные изменения создали предпосылки для целой серии успешных сделок не только по размещению акций и депозитарных расписок, но и конвертируемых облигаций.
- История попадания бумаг той или иной компании в индекс MSCI часто бывает в сделках ключевой?
- За последние 1,5 года многие сделки таргетировали либо попадание в индекс, либо увеличение веса в нем. Если говорить о пересмотре индекса в ноябре, то в первую очередь рынок следит за перспективами ММК и Полюса.
Есть еще ряд сделок, реализованных в этом году с долгосрочным прицелом на включение в MSCI.
Скорее всего, они не попадут в индекс в ноябре, но у них есть шансы быть включенными в MSCI во время следующего пересмотра индекса в мае.
- Какой сектор будет в лидерах по сделкам в следующем году?
- Если смотреть на тот pipeline, который выстраивается сейчас, то можно отметить такие отрасли, как металлургия, retail, строительный сектор, IT. Думаю, что с точки зрения отраслей в 2018 году портфель транзакций будет более диверсифицированный, чем в этом году.
- Ритейл в этом году тоже был представлен. То есть, будет расширение предложения?
- Думаю, в следующем году транзакций с эмитентами из этой отрасли будет больше.
На самом деле сектор retail раньше был очень популярен в плане сделок, транзакции происходили часто и в больших объемах. На данный момент мы не видим сопоставимых цифр, тем не менее, ноябрь – последнее окно для размещений в этом году, поэтому посмотрим на секторную разбивку по итогам года.
- Последнее время мы не видим какой-то активности с точки зрения приватизационных сделок, как вы считаете, есть ли объективные причины для этого?
- Надо смотреть на конкретные компании, ситуации и планы продавца по этим активам. Работа ведется по многим направлениям, поэтому, думаю, когда сложатся оптимальные условия для выхода той или иной компании на рынок, такие сделки состоятся.
- "ВТБ Капитал" выступил организатором IPO турецкой Global Ports Holding, которая разместила акции примерно на 200 млн долларов. На какие еще потенциальные рынки вы смотрите?
- С точки зрения ECM, Россия и СНГ остаются нашими ключевыми рынками, но мы также активно работаем с клиентской базой в Центральной, Восточной и Западной Европе, а также точечно в других регионах. Многое зависит от конкретной ситуации, истории с клиентом. Например, сделка с Global Ports Holding продемонстрировала, что мы можем осуществлять размещения зарубежных эмитентов наравне с иностранными банками и выглядеть абсолютно конкурентно с точки зрения привлечения спроса в эти сделки и оказания не привязанных к России услуг для международных клиентов.
- Скажите, будущее за размещениями на Московской бирже, а сделки в Лондоне будут единичными?
- Московская биржа в последние годы провела большую работу в плане совершенствования инфраструктуры, удобства для инвесторов и эмитентов. Инвесторы с радостью сюда приходят за качественными активами, как мы это видели при размещении акций самой Московской биржи, компании АЛРОСА.
При выборе биржи учитывается техническая, юридическая и маркетинговая составляющая, какого-либо предвзятого подхода к тому будет ли это Москва, Лондон, Нью-Йорк, Гонконг, нет. Кроме того, выбор площадки во многом зависит от предыстории. Компании, зарегистрированные за рубежом, чаще склоняются к размещению на иностранной бирже, мы всегда рассказываем о возможности и преимуществах одновременного листинга иностранной компании и в Москве. Для эмитентов, зарегистрированных в России, - в приоритете Московская биржа, кроме того, без наличия листинга на локальном рынке нельзя получить разрешение на листинг GDR на иностранной бирже.
Если говорить о двойном листинге, то сейчас многие эмитенты стремятся изначально разместить акции на одной бирже, чтобы сконцентрировать на ней ликвидность. Последующий рост капитализации, объемов ликвидности и вторичных сделок может создать предпосылки для получения второго листинга.
Для крупной иностранной компании имеет смысл получить вторичный листинг в Москве, если по объему потенциальной ликвидности она претендует на попадание в индекс MSCI Russia. Без наличия такого листинга включение в индекс невозможно, если бизнес компании классифицируется как российский.
В целом, каждая компания и каждое размещение индивидуальны. Мы знаем много успешных историй двойных листингов и в будущем увидим размещения и в Москве, и в Лондоне, и двойной листинг на этих биржах.
https://1prime.ru/Interview/20171110/828120474.html