Глава Делового совета РФ-Иран Обыденов: Россия может обсудить с Ираном новую АЭС
МОСКВА, 30 окт - ПРАЙМ, Вероника Буклей. Президент РФ Владимир Путин посетит 1 ноября Тегеран для участия в трехсторонней встрече с президентами Ирана и Азербайджана Хасаном Роухани и Ильхамом Алиевым. О перспективах сотрудничества двух стран в АПК, возможности строительства новой АЭС в Иране, сделке "нефть в обмен на товары", а также способах финансирования сделок в интервью агентству "Прайм" рассказал председатель Российско-иранского делового совета Владимир Обыденов.
- В ноябре Иран посетит президент РФ Владимир Путин. Какие темы планирует обсудить деловое сообщество в рамках этой встречи? Готовятся ли к подписанию какие-либо документы?
- Не секрет, что сегодня в деловых взаимоотношениях между Россией и Ираном накопилось немало вопросов для всестороннего обсуждения и принятия соответствующих решений. Прежде всего, мы ожидаем обсуждения вопросов, связанных с дальнейшим укреплением деловых, культурных и общественных связей наших стран.
Также стороны не обойдут вниманием и вопросы борьбы с международным терроризмом, активного и действенного противодействия экстремизму во всех его проявлениях. Ну и, конечно же, помощи Сирии в борьбе с силами, поддерживаемыми из-за рубежа.
Что же касается подписания документов, то мы определенно ожидаем, что по итогам встречи число подписанных документов будет солидным, равно как и серьезными будут конкретные проекты взаимного сотрудничества.
- Когда будут завершены переговоры между ЕАЭС и Ираном о создании временной зоны свободной торговли?
- Переговоры такие, конечно же, будут завершены в обозримое время. Вопросов для обсуждения и увязывания позиций много, и у каждой стороны есть сложные вопросы, по которым она не готова сейчас отойти от заявленной ранее позиции.
Надеемся на завершение переговоров в самом ближайшем времени.
- Минэнерго России сохраняет планы скорого начала совместной с Ираном программы "нефть в обмен на товары", заявил ранее министр энергетики РФ Александр Новак. Когда она может быть запущена? Понятен ли объем поставок товаров и их стоимость в рамках программы?
- Надеемся, что данная программа в скором времени будет все же запущена. Но мы в российско-иранском деловом совете ищем пути увеличения поставок продовольствия в Иран уже сегодня, не ожидая официального запуска в жизнь этой программы.
Так, мы ведем работу по созданию в России совместных российско-иранских предприятий по выращиванию и экспорту в Иран зерновой продукции, а также комплексов мясопереработки с соблюдением халяльных процедур. И здесь я упомянул далеко не единственные такие конкретные российско-иранские проекты.
По сути, в настоящее время отдельные элементы этой программы уже действуют – Иран с каждым годом уверенно наращивает закупки в нашей стране продовольствия. В первую очередь это, конечно же, касается закупок продовольственного и фуражного зерна. Но также растут и закупки других видов продовольствия.
К примеру, за восемь месяцев текущего года чуть ли не втрое выросли поставки из России масел и жиров – 97,7 миллиона долларов против 39,8 миллиона долларов за тот же период прошлого года. И подобный перечень можно еще продолжить.
Что же касается общих объемов поставок продовольственных товаров и их стоимости, то необходимо констатировать горький, но непреложный факт: в настоящее время торговый оборот России с Ираном не позволяет использовать весь имеющийся огромный потенциал этих стран. Тем не менее, мы твердо уверены в том, что с запуском этой программы в жизнь объемы поставок продовольствия в Иран быстрыми темпами возрастут в разы.
- Генеральный директор госкорпорации "Росатом" Алексей Лихачев подтвердил, что в конце октября посетит Иран, где планирует обсудить расширение сотрудничества. О чем может пойти речь на этих переговорах?
- Речь, прежде всего, пойдет о действующей атомной электростанции в Бушере, а также о дальнейшем расширении взаимного сотрудничества в области мирного атома. Не надо забывать, что российские атомщики активно участвуют в модернизации и наращивании мощностей этой единственной в Иране атомной электростанции. Как известно, в свое время ее начали строить западные специалисты, но после Исламской революции в Иране они бросили все и ушли оттуда.
Тогда за дело взялись российские атомщики, и они с честью выполнили поставленные перед ними задачи. И это несмотря на то что по требованиям иранской стороны нам пришлось тогда не начинать строить заново, что было бы быстрее и дешевле, а достраивать незаконченное Западом строительство, что потребовало строительства в России целых заводов по производству необходимых деталей и запчастей, совместимых с уже смонтированными в этом "недострое".
Теперь же идут работы по строительству второго энергоблока атомной электростанции в Бушере. Так что не исключено, что на переговорах может пойти речь и о принятии принципиальных решений о возможности строительства в Иране еще одной АЭС.
- В конце марта 2016 года Иран ввел запрет на импорт пшеницы из-за рубежа после хорошего урожая зерновых в 2015 году и высокого уровня запасов. Эти ограничения коснулись и российской пшеницы. Обсуждается ли сейчас снятие ограничений на импорт пшеницы в Иран?
- Да, ограничения на поставки пшеницы есть, и наши зерновые производители и трейдеры переориентировались на другие рынки – ведь российская пшеница сейчас востребована везде. В то же время, только что закончился в Астрахани форум "Деловой Каспий", в ходе работы которого буквально все выступавшие – и представители бизнеса из России и из Ирана – заявляли о необходимости снятия этих ограничений и возобновлении поставок российской пшеницы в Иран. Могу только привести здесь следующие факты.
Несмотря на то что в этом году лето в России в целом затяжное, даже в связи с этим обстоятельством поставки злаковых в Иран в размере 192,02 миллиона долларов за 8 месяцев этого года уже намного превышают 175 миллионов долларов за тот же период 2016 года. Но уборка урожая в России в этом году сдвинулась по срокам, и есть уверенность, что поставки зерна в Иран к концу года намного превысят 200 миллионов долларов.
Так что мы надеемся на снятие данных ограничений в уже самом ближайшем времени.
- Заинтересованы ли российские компании участвовать в проекте транспортного коридора "Север-Юг"? Кто уже выразил такое желание?
- Да, заинтересованы. И не только компании, но и регионы. В первую очередь это, конечно же, Прикаспийские, а также Поволжские регионы. Ведь развитие международного транспортного коридора (МТК) "Север-Юг" означает для них не только бурное развитие местной инфраструктуры, но и создание многих тысяч новых рабочих мест в каждом субъекте Федерации.
Уже назрела необходимость скорейшего задействования и всестороннего развития международного транспортного коридора "Север-Юг" – кратчайшего пути из Европы через Россию и Иран в Индию и Юго-Восточную Азию. Этот МТК, призванный связать незамерзающие порты России на Севере - Санкт-Петербург и Мурманск, с портами Ирана на побережье Персидского залива, нужен не только нашим странам, и даже не только всем без исключения странам ЕАЭС, но и конечным его потребителям и пользователям – странам Европы, Америки, Индии и Юго-Восточной Азии.
Должен отметить, что и сегодня каждая из стран, через которые проходит трасса данного МТК, в одиночку и в кооперации с другими странами – но занимается строительством и развитием инфраструктуры, в том числе таможенной и логистической, этого МТК на участке его прохождения через территорию данной страны.
Этим занимается Россия, также активно этим занимается и Иран. В России можно назвать такие крупные компании и формации, как РЖД, Особая экономическая зона "Лотос" в Астрахани. В Иране можно назвать особую экономическую зону "Энзели". И это – далеко не полный перечень компаний и объединений, занимающихся сегодня развитием МТК "Север-Юг".
- Компании часто называют одну из проблем по работе в Иране – трудности в финансировании и расчетах. Обсуждалась даже идея создания совместного банка. Как сейчас обстоит дело по этому вопросу?
- Специально созданная Россией и Ираном комиссия по межбанковскому сотрудничеству постоянно держит данный вопрос на своем жестком мониторинге и контроле. Согласен, что проблема в прохождении взаимных платежей между российскими и иранскими компаниями в является сегодня, пожалуй, чуть ли не главной препоной на пути развития прорывных деловых взаимоотношений между нашими странами.
Она резко тормозит не только рост товарооборота, но и не способствует созданию атмосферы доверия и взаимопонимания между российским и иранским бизнесом и отдельными предпринимателями.
Все это происходит в условиях действия антипродуктивных западных санкций, когда многие компании и финансовые организации хотят работать на обслуживании российско-иранских деловых связей, но боятся западных санкций и пока еще держатся в стороне.
В этих условиях, когда традиционная схема прохождения платежей за поставленные товары и услуги через банки продавца и покупателя зачастую оказывается неработающей, нужны новые подходы, новые схемы, новый формат функционирования системы взаимных платежей.
https://1prime.ru/Interview/20171030/828074205.html