Вице-президент Sberbank CIB Шеметов: Нужны годы, чтобы облигации потеснили депозиты
МОСКВА, 25 мая – ПРАЙМ, Елена Медведева. Минфин в апреле вышел на рынок с новым инструментом - облигациями для населения, одним из продавцов которых выбран Сбербанк. Интересны ли гражданам ОФЗ-н, почему они пока не могут конкурировать с депозитами, каков потенциал рынка структурных и ипотечных облигаций, почему российские компании начали возвращаться к выпуску бондов и какие инструменты могут стать драйвером финансового рынка, в интервью агентству "Прайм" рассказал вице-президент, руководитель департамента глобальных рынков Sberbank CIB Андрей Шеметов.
- Добрый день! Расскажите, как продвигается продажа Сбербанком ОФЗ для населения?
- Идет хорошими темпами. На сегодня мы продали облигаций уже больше чем на 8 миллиардов рублей, думаю, что спокойно продадим оставшийся до 10 миллиардов объем к середине июня-июлю.
- Где активней всего идет продажа? В Москве?
- Да, чуда не происходит: 28% клиентов - это Московский регион, 10% - Санкт-Петербург. Средний счет - 970 тысяч рублей. При этом 93% клиентов, купивших ОФЗ-н, это новые клиенты, до этого не имевшие брокерского счета в Сбербанке. Это говорит о серьезном всплеске активности и интереса, можно сказать, что цель повышения финансовой грамотности достигнута. Мы получили приход в новый продукт тех клиентов, которые традиционно были в депозитах.
- Будете ли вы участвовать в осеннем размещении ОФЗ-н, если оно произойдет? Как, на ваш взгляд, должны быть распределены квоты – так же, как и сейчас?
- Да, участвовать будем, продукт интересен клиентам, спрос есть. По поводу квот - давайте сначала дождемся деталей и самого размещения, а потом будем обсуждать.
- Потеснят ли ОФЗ традиционные способы накопления граждан, например, депозиты?
- Не думаю, что привлекательность депозитов снизится, но ОФЗ - это хорошая альтернатива долгосрочному депозиту, если вы хотите инвестировать на три года. Это интересный продукт с высокой степенью защиты. В целом нужны годы, чтобы облигации потеснили депозиты.
Успех ОФЗ-н вызван тем, что в данный момент как продукт он более привлекателен, чем трехлетний депозит. Если бы ОФЗ-н не были выгодны, такого спроса не было бы. Минфин правильно просчитал детали, купоны и выпустил нужный рынку продукт в нужное время.
- Планирует ли Сбербанк выпускать собственные ипотечные облигации для населения и в каком объеме?
- Физические лица уже сейчас могут покупать подобные бумаги, которые уже обращаются на рынке через брокера, либо вкладываться в паи ПИФов недвижимости, речь об "упаковке".
Что касается именно ипотечных облигаций, то мы делаем сейчас секьюритизацию для АИЖК объемом 50 миллиардов рублей. В дальнейшем, в зависимости от ситуации с ликвидностью, мы можем предложить эти бумаги широкому кругу инвесторов.
- Будете ли вы увеличивать объем выпуска структурных облигаций? Каков спрос на них?
- Это более индивидуальный продукт, чем ОФЗ, поэтому мы с самого начала не предлагали их массово, рассчитывали на более индивидуальные продажи. Но мы очень довольны тем, что интерес у клиентов был очень большой. Это альтернатива международным нотам, которые залистингованы и продаются международными банками в России.
Мы залистинговали две ноты на Московской бирже и выпустили их здесь. Первая нота была привязана к доллару, вторая – к ADR «Газпрома». Первоначальный капитал клиента защищен, то есть он не может потерять деньги, может только заработать в зависимости от результатов базового актива. Объем первого выпуска составил 456 миллионов рублей, второго – 222 миллиона рублей.
Структурные облигации – отличная альтернатива, особенно тогда, когда снижаются доходности по депозитам. Мы будем стараться выпускать новые ноты с определенной периодичностью, в идеале – раз в два месяца, в зависимости от ситуации на рынке.
- В каких объемах?
- Мы поставили цель – довести объем выпуска до миллиарда рублей и выше. Но это постепенный процесс, нужно приучать рынок, формировать его, делать массовым. Первые два выпуска показали, что спрос есть, будем стараться наращивать объемы.
Надеемся, что регулятор нам поможет в развитии этого рынка, мы сейчас ведем работу с ЦБ. На Западе ты можешь выпускать десятки различных нот, а по российскому законодательству можно выпускать только со 100%-ной защитой капитала. Но в России есть клиенты, которые готовы инвестировать в более рисковые инструменты.
- Какой объем у этого рынка, каков его потенциал?
- Это новый рынок, никто не знает. Но мне кажется, потенциал огромный, миллиарды рублей.
- Расскажите о рублевых облигациях Сбербанка, какие объемы намечаются в этом году?
- Несколько дней назад мы закрыли книгу заявок на выпуск облигаций Сбербанка объемом 15 миллиардов рублей. Дальнейшие размещения, как всегда, будут зависеть от рыночной ситуации.
- Какие сделки на рынке капитала вы планируете?
- К сожалению, мы не можем комментировать текущие сделки, конкретные имена и объемы, но можно сказать, что за последний год на этом рынке произошли большие изменения. Мы видим резкий тренд на увеличение сделок IPO и SPO. Это очень позитивный сигнал для рынка.
- Насколько активно растет спрос на еврооблигации? Ожидаете ли вы роста в следующем году?
- Очень серьезный спрос, с начала года уже разместились объемы порядка 11 миллиардов евро. Клиенты очень активно переводят кредиты в облигационные займы, потому что ставка по ним ниже, и конкуренция за выпуски довольно большая. Очевидно, такой тренд будет сохраняться еще довольно долго. И это хорошо, потому что позволит увеличивать инвестиции для наших клиентов, будет способствовать росту промышленного производства. А ведь выпуск еврооблигаций начал сокращаться с 2014 года, когда компании стали выходить в "кэш". В 2012-2013 годах объемы размещений были около 50 миллиардов евро в год.
- Какие новые продукты Sberbank CIB будет предлагать в связи с тем, что увеличивается спрос и появляется возможность предлагать разные продукты, которые в кризис не были нужны?
- Если говорить о рынке инвестиций в целом, то в текущей глобальной макроэкономической ситуации российский бизнес мобилизовался, и компании вынуждены искать новые решения для клиентов в рамках санкционных ограничений. В результате санкций с рынка инвестиций ушли иностранные участники, и освободившиеся ниши заняли локальные игроки.
Для тех компаний, которых санкции не коснулись, существенно ничего не изменилось, просто сказалось снижение интереса к российскому рынку у международных инвесторов. Так, исчезла возможность получать дешевое фондирование, что несколько лет влияло на рынок облигаций.
В чем-то мы стали более эффективны, но нельзя сказать, что идет выброс на рынок массы новых продуктов. Скорее, это свежие локальные решения, такие как структурные облигации.
- Какие сегменты будет активно развиваться?
- В ближайшие годы будет активно развиваться рынок индивидуальных инвестиционных счетов. Этот продукт приносит инвесторам дополнительную доходность – порядка 13% за три года. Хорошая история, может стать драйвером.
Но, как нам кажется, нужно сначала научиться пользоваться тем инструментарием, который у нас есть. Мы находимся на стадии формирования нового рынка инвестиционных продуктов, поэтому давайте посмотрим, что будет через полгода.
- Как Sberbank CIB работает на рынке золота?
- Мы получили брокерско-дилерскую лицензию и статус международного члена Шанхайской биржи золота (SGEi), одного из мировых центров физической торговли золотом, для Sberbank Switzerland. Начали активно торговать сырьевыми товарами – провели первые сделки с золотом в Индии, Китае, в ОАЭ.
В 2017 году планируем поставить 20-25 тонн золота в 20 городов Индии, а в целом в Азию – 50-60 тонн золота. Мы выступили одним из участников введения нового ГОСТа по золоту. Провели несколько крупных сделок по структурному сырьевому финансированию, хеджированию различных продуктов.
- Какова сейчас ситуация с размещением IPO?
- Честно скажу, из-за сокращения рынка в последние годы мы почти не развивали экспертизу по долговому и акционерному капиталу. Этот год стал прорывом - мы стали всерьез конкурировать на этом рынке, наняли новых людей и сейчас участвуем практически во всех крупных сделках.
https://1prime.ru/Interview/20170525/827489907.html