"РОСИНКАС": "Мы единственные, кто возит деньги государства"
МОСКВА, 11 апр - ПРАЙМ. Один из крупнейших игроков рынка инкассаторских услуг – Объединение "РОСИНКАС" - несмотря на кризис, наращивает объемы перевозок и спектр предоставляемых услуг. Помимо эксклюзивного заказчика в лице Банка России оно обслуживает крупнейшие банки и компании, перевозя деньги и ценности даже в труднодоступных районах. Объединение активно внедряет новые проекты, среди которых внедрение кейсов с краской, которые при вскрытии оставляют несмываемые пятна на деньгах и руках преступника. "РОСИНКАС" планирует расширит спектр услуг вплоть до охраны объектов, где хранятся ценности. О планах развития, акционирования и о "черных" инкассаторах в интервью "Прайм" рассказал Президент – Председатель Правления Объединения "РОСИНКАС" Олег Крылов.
- Олег Вячеславович, многие сейчас жалуются на то, что бизнес переживает трудные времена, клиентов мало. А как кризис отражается на "РОСИНКАСе"?
- Вы знаете, спада точно нет, скорее, наоборот. По итогам 2016 года мы перевезли ценностей на сумму 22,7 трлн рублей, из которых 7,1 трлн рублей приходится на Банк России. Объем перевезенных территориальными управлениями инкассации ценностей в 2016 году увеличился по сравнению с уровнем прошлого года на 2,4 трлн рублей или на 12%, в том числе, по линии Банка России - на 51,7%. В целом на него приходится треть перевозимых нами ценностей.
- С чем связана столь высокая доля Банка России? Вы осуществляете для него эксклюзивные услуги?
- Разумеется. Наша главная и важнейшая задача – перевозка резервных фондов Банка России. Это наш, если можно так сказать, "эксклюзив", который не доверяется коммерческим перевозчикам. Деньги поступают с фабрик Гознака, и мы их развозим по всей стране. До недавнего время у Банка России было свое подразделение для перевозки резервных фондов, но сейчас оно упразднено, и мы единственные, кто возит государственные деньги. Кроме того, на нас возложили серьезную задачу охраны объектов Банка России – на сегодняшний день в нашем ведении находится до 40% объектов.
- Наверное, вам пришлось многое сделать для того, чтобы "РОСИНКАС" стал одним из самых надежных в России перевозчиком денег и ценностей?
- Я пришел сюда два с небольшим года назад. Достаточно быстро пришло понимание, что в прежних условиях "РОСИНКАС" развиваться не может. "Тучные" годы закончились, экономические сложности диктуют необходимость зарабатывать самим, а не рассчитывать только на "госзаказ".
Пришлось в кратчайшие сроки перестраивать огромную структуру – мы ведь одна из крупнейших в мире компаний по работе с наличными деньгами, у нас трудятся более 21 тысячи человек и более пяти тысяч автомобилей! Разработанная Стратегия развития показала, что мы недостаточно использовали наши ресурсы. Многие управления жили исключительно за счет перевозки резервных фондов. Мы неожиданно поняли, что не все умеют зарабатывать в жестких условиях.
- Какие технические новшества вы использовали при переходе к новой структуре для экономии и повышения эффективности вашей деятельности?
- В январе этого года мы приняли стратегию развития IT-технологий. В свое время мы достаточно сильно отстали в этом направлении. Теперь стараемся использовать и развивать схемы – логистические, бухгалтерские, финансовые – пересматривать существующие системы и выводить их на качественно новый уровень. Есть и свои разработки, позволяющие удаленно смотреть за тем, что происходит на участках в труднодоступных местах, отслеживать маршруты автотранспорта. Новые технологии помогают нам сократить издержки.
Рассматриваем мы и несколько перспективных проектов. Например, мы изучаем вопрос использования кейсов с краской, которая при незаконном вскрытии оставляет на деньгах и руках преступника несмываемые пятна. Такая система работает в нескольких странах, но она должна решаться в комплексе – интегрировано с электронными устройствами. Еще один аргумент "за" их использование – снижение необходимости применять боевое оружие при нападении. Ведь это всегда риск навредить ни в чем неповинным людям. Но возникает вопрос – во что обойдется Объединению эта система, и окупятся ли она.
- Помимо заказа на перевозку резервных фондов, вы привлекаете и коммерческих клиентов. Много ли их, кто они?
- У нас несколько десятков тысяч коммерческих клиентов, из них более чем трехсот банков. Мы работаем почти со всеми крупными банками, даже если у них есть своя инкассация. Пример - Сбербанк, где инкассаторская служба развита очень хорошо. Несмотря на это, в ряде регионов они возлагают обязанность обслуживания банкоматов на нас. Для каждого клиента мы можем предложить комплекс услуг – от инкассации до обслуживания банкоматов. С тех пор, как на нас возложена обязанность охранять подразделения Банка России, готовы предлагать и услуги охраны мест, где хранятся ценности, и прочим клиентам. Несколько месяцев назад Объединением была создана собственная небанковская кредитная организация. Использование современных расчетных технологий в работе с клиентами позволит Объединению стать ещё более конкурентоспособным на рынке работы с наличными деньгами.
Все перевозимое имущество обязательно страхуется в крупнейших страховых компаниях.
- Могут ли обычные люди воспользоваться вашими услугами?
- Физические лица могут воспользоваться нашими услугами по перевозке денег и ценностей, но лишь через наши банки-клиенты. Дело в том, что государство ведет борьбу с перевозкой наличных денег, и мы не можем быть уверены в легальности происхождения средств от клиента "с улицы". По договоренности с банком перевозка возможна, для этого у нас есть специальные комфортабельные машины.
- Перевозите ли вы опасные грузы?
- Безусловно, но это отдельная история. Мы недавно начали этим заниматься, причем перевозим все, что требует пристального внимания и охраны – наркотические вещества, ядохимикаты и т.п. Для этого необходимо соответствие Международной конвенции по перевозке особо опасных грузов и специально обученные люди.
- Что вы считаете главной проблемой рынка инкассации?
- Самая большая проблема – так называемые "серые" и "черные" инкассаторы. "Серые" – это демпингующие за счет экономии на перевозке ценностей ЧОПы. Но у них хотя бы лицензия есть, а "черные" инкассаторы не имеют ни лицензии, ни оружия, ни специальных машин. К сожалению, коммерческие структуры, стремясь сэкономить, доверяют перевозку своих денег непонятно кому. Несколько лет назад, когда я возглавлял службу безопасности Банка России, была ограблена машина, перевозившая сумму, сопоставимую с бюджетом среднего региона. Сейчас таких банков становится меньше, в том числе, благодаря деятельности ЦБ по очистке рынка.
- Пытаетесь ли вы повлиять на регулирование?
- Наш рынок регулирует Банк России, но "серые" и "черные" играют не по правилам. Они работают без лицензии вне надзора и контроля, поэтому находятся скорее в компетенции органов внутренних дел. Тем более, на них нападают чаще, чем на нас – к нам подступиться сложно, а у них в безопасности "дыры".
Мы создали Ассоциацию в сфере наличного денежного обращения, и по ее линии будем настаивать на внедрении стандарта перевозок, разработанного нами при содействии банковского сообщества. ЦБ его принял, он работает, мы стараемся ему соответствовать и становиться все более современными.
- Порог входа в инкассаторский бизнес достаточно высокий. На что приходится тратить деньги?
Вход в рынок действительно дорог. Прежде всего, это транспорт для перевозки. Помимо 300 большегрузов – "танков на колесах", есть даже бронированные джипы, которые нам достались от управления спецперевозок Банка России. Но основная наша рабочая лошадка - "Газель", хотя велик и парк иномарок, собранных в России. На дальние расстояния возим ценности в специальных бронированных вагонах, а в труднодоступные места – вертолетами, которые арендуем. Используем и авиаперевозки.
Транспорт изготавливается под заказ, его нужно оформлять и обслуживать. Только на топливо мы тратим порядка 850 млн рублей в год, поэтому ратуем за изменение действующих стандартов, запрещающих заправлять наши машины газом. Это позволило бы нам экономить.
Помимо этого, необходимо обучать людей, выдавать лицензии на оружие – это тоже стоит денег. Велики расходы на систему безопасности, страхование. Традиционно в большинстве стран есть структуры, которые выдерживают заданное качество, а клиенты получают возможность выбирать среди них. К этой схеме нужно прийти и нам.
- В дальнейшем вы планируете остаться подразделением Банка России?
- Сейчас рассматривается вопрос о нашем акционировании. Подготовлен соответствующий Проект закона, при этом в нем указано, что 100% акций будут принадлежать Банку России.
https://1prime.ru/Interview/20170411/827352320.html