Александр Калинин, президент "Опоры России": Нужно улучшать госрегулирование малого бизнеса, убирая барьеры
Москва, 20 янв - ПРАЙМ. Поддержка малого и среднего бизнеса в наступившем году будет одним из новых векторов развития российской экономики, в том числе, в направлении импортозамещения и привлечения инвестиций. О планах по улучшению государственного регулирования в сфере МСБ, снятии административных барьеров и изменении условий доступа к финансированию президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Александр Калинин рассказал в интервью агентству "Прайм".
Александр Сергеевич, какие приоритетные направления поддержки МСП "Опора России" определяет для себя на 2017 год?
- Мы будем решать три задачи: во-первых, это улучшение государственного регулирования в отношении малого бизнеса. Эти вопросы являются для малого бизнеса во многом приоритетными: то, как регулируется на территории страны деятельность малого бизнеса, какие существуют институты государственной поддержки, безопасность ведения бизнеса.
Есть большой второй блок - это собственно сам бизнес, его качество, квалификация, технологии. "Опора России" должна играть роль института развития МСБ, и мы собираемся работать в этом направлении. И, наконец, третий блок - это наша организация. Чтобы быть эффективным институтом развития, "Опора" должна и сама качественно меняться. Мы собираемся заниматься и этим вопросом.
- Что, на ваш взгляд, сейчас необходимо поменять или скорректировать с точки зрения госрегулирования?
- Как правило, МСБ всегда говорит о семи ключевых вопросах. Первый - это рынки сбыта, он всегда будет номер один для бизнеса, поскольку если у бизнеса нет клиентов, то и самого бизнеса нет. Второй вопрос - это доступ к деньгам, который, к сожалению, до сих пор является очень острым. Третий - контроль и надзор.
Далее идут административные барьеры, которых в нашей стране достаточно много, и они довольно высокие. Это те издержки, которые предусмотрены нормативно-правовыми актами при легальном ведении бизнеса. Естественно, это и вопросы налоговой политики, инженерной инфраструктуры, качества и стоимости кадров для бизнеса, безопасности ведения бизнеса. Вокруг этих вопросов постоянно идет дискуссия не только у нас, но и во всем мире.
- Сегодня активно обсуждаются изменения в налоговой сфере. Считаете ли вы налоговую нагрузку на малый бизнес чрезмерной? Готовите ли какие-то предложения в этой сфере?
- Малый бизнес четко структурируется на четыре части. Первая - это люди, которые работают в теневой зоне - там довольно много самозанятых, это достаточно большая группа. Вторая - это легальный микробизнес. Это, наверное, самая большая категория, из легального малого и среднего бизнеса, у нас таких около 95%.
Потом идет малый бизнес - это предприятия, который имеют оборот до 800 млн рублей в год, таких порядка 250 тысяч предприятий в стране, согласно реестру. И, наконец, есть средний бизнес, где ситуация совсем печальная. Таких предприятий всего 20 тысяч в стране.
Все это очень разные экономические субъекты. Если говорить о налоговой нагрузке, мы считаем, что на средний и малый бизнес она чрезмерная. Налоговая и фискальная, потому что, когда мы говорим о налоговой, бизнес подразумевает взносы в пенсионный, социальный фонд, фонд социального страхования - там она, с нашей точки зрения, чрезмерная.
- Эксперты отмечают, что бизнесу зачастую невыгодно переходить в категории малого и среднего бизнеса из микробизнеса, в связи с высокой налоговой нагрузкой, так ли это?
- Правильно, микробизнес у нас в стране серьезно развит. Действительно, для него создан специальный налоговый режим, он прозрачен, достаточно мало экономических рисков. Когда же предприятие работает на общей системе налогообложения, административная нагрузка значительно возрастает, увеличивается количество проверок, дорогим становится обеспечение безопасности бизнеса.
У нас в стране не создан такой акселератор, когда микробизнесу было бы выгодно становится малым и средним бизнесом. Мы этим вопросом собираемся тоже заниматься.
- Вы упомянули, что одним из основных вопросов сейчас является доступ к деньгам. Необходимо ли сейчас вносить изменения в кредитование малого бизнеса?
- Да, нужно. Мы за два года смогли ситуацию из очень плохой сделать удовлетворительной, но нужно двигаться дальше, чтобы ситуация с кредитованием малого бизнеса стала хорошей. Для этого необходимо многое сделать.
Планка выдаваемых кредитов для малого и среднего бизнеса по "Программе 6,5" была понижена до 10 млн рублей с 50 млн рублей. Мы уже внесли свое предложение, чтобы в этом году планка была еще понижена в два раза - до 5 млн рублей.
Второй момент, достаточно ограничен круг видов деятельности. Мы считаем, что он должен быть расширен, и уже внесли предложения в Министерство экономики и Корпорацию МСП, чтобы в "Программу 6,5" был включен ряд услуг. В частности, медицина как социально значимая отрасль экономики, также должна войти переработка отходов. Поскольку у нас есть национальная программа по энергоэффективности, то предпринимательские проекты по энергосбережению и энергоэффективности также должны подпадать под эту программу.
Кроме того, мы обсуждали еще одно предложение на рабочей группе по доступу к финансам МСБ. Мы считаем, что необходимы изменения в закон о микрофинансовых организациях. На сегодняшний день сумма займа составляет 3 млн рублей на три года. Мы считаем, что здесь порог должен быть повышен до 5 млн рублей и срок увеличен до пяти лет. Таким образом, кредиты такого объема смогут быть охвачены системой господдержки.
Третий момент, мы считаем, что на весеннем совете директоров ЦБ РФ есть все основания снизить ставку до 9%. Мы ожидаем этого в марте.
Наконец, по поручению президента, с 2017 года премии руководителей банков с государственным участием могут быть увязаны с динамикой кредитования малого и среднего бизнеса. Это было предложение "Опоры России", президент его поддержал. Мы надеемся, что эта норма начнет действовать уже в этом году.
https://1prime.ru/Interview/20170120/827064761.html