МОСКВА 2 дек – ПРАЙМ. Мы встретились с Ириной Кривошеевой, генеральным директором УК "Альфа-Капитал" накануне новости о заключении сделки ОПЕК+ по "заморозке добычи". В эти дни индекс ММВБ обновил исторический максимум, превысив отметку в 2100 пунктов. Почему пайщики не обратят особого внимания на этот рекорд, какую доходность крупные клиенты считают подозрительной, а какую приемлемой, и сколько управляющих компаний нужно России топ-менеджер рассказала в интервью агентству "Прайм". 

 

- Российские фондовые индексы в последнее время несколько раз обновили исторические максимумы. Такой положительный внешний фон как-то стимулирует активность клиентов? 

- В этом году мы зафиксировали рекордный чистый приток – около 30 млрд рублей, количество уникальных клиентов увеличилось на треть. Это лучший результат за всю историю компании. Конечно, продолжающийся рост фондового рынка этому способствует. Однако, более значимый фактор, на наш взгляд, снижение ставок по депозитам. Например, по некоторым валютным вкладам они упали ниже уровня психологического комфорта. Если раньше клиенты привыкли получать 6-7% годовых в валюте, то сейчас долларовые ставки в надежных банках рухнули до 1,5%, а по депозитам в евро и вовсе приблизились к нулю. Это очень благоприятный фон для развития бизнеса управления активами. 

 

- Обычно, когда индексы падают, пайщики демонстрируют мгновенную реакцию и быстро-быстро выводят средства. Сейчас на фоне роста рынка обратной реакции нет?

- Розничные клиенты отчасти инертны, то есть фактор роста рынков скажется на притоке, скорее, на следующий год. Люди смотрят на исторические цифры и показатели, и только после этого принимают решения, а не в момент, когда тренд зарождается. 

 

- Учитывая, что индексы уже на максимумах, можно ожидать, что ПИФы смогут продемонстрировать значительную доходность в следующем году? 

- Кризис 14 года и последующее резкое восстановление рынков – это уже позади и такого бурного роста сейчас ждать не стоит. Корректнее сравнивать различные варианты инвестирования, доходность ПИФов со ставками по депозитам. ПИФы облигаций и еврооблигаций остаются привлекательнее по доходности, чем банковские вклады.  Такое соотношение в следующем году сохранится. 

 

"У НАС КАЖДЫЕ ДЕСЯТЬ ЛЕТ КАКОЕ-ТО ПОТРЯСЕНИЕ"

- Как за последний год поменялась структура спроса? Люди хотят сохранить или приумножить?

- Ответ сильно зависит от клиентского сегмента. Мы для себя разделили клиентов на три группы. Первый сегмент – массовая розница с портфелем до 1 млн рублей. Эта группа в наибольшей степени склонна к риску и такой настрой сохраняется. 

Второй сегмент – состоятельная розница, которая использует коробочные стратегии доверительного управления для портфелей в 3-5 млн рублей. У большинства таких инвесторов есть небольшая тяга к риску, и они готовы добавлять в свой портфель до 10%-20% рискованных инструментов.  

Третий сегмент – состоятельные клиенты со средним счетом около 60 млн рублей. В этом сегменте "жесткий настрой" – сохранить, только сохранить. 

 

- Какую минимальную доходность каждая из перечисленных групп считает для себя приемлемой? 

- Состоятельных клиентов вполне устроит доходность в 5-6% в долларах. Для этой категории инвесторов предложения с более высокой доходностью, наоборот, смотрятся подозрительно. 

Более массовые клиенты зачастую предпочитают вести портфель в рублях и считают привлекательной доходность около 12-14%, сравнивая ее со ставками по рублевым вкладам. В этом случае, расчистка банковского рынка со стороны ЦБ также пошла на пользу нашей отрасли. Многие клиенты понимают, что облигации – это реальная альтернатива депозитам и бегать по небольшим банкам, стоять по очередям, получать средства от АСВ – это хлопотно. Ощутимо меньше стало тех, кто пользуется "депозитной вертушкой" среди мелких банков. 

 

- Часто бывают ситуации, когда клиент приходит и прямо заявляет: "Хочу 40% и не меньше"?

- Такая ситуация была распространенной еще пять лет назад, с тех пор клиенты стали профессиональнее. Даже если кто-то придет к нам с такой просьбой мы откажем: мы, как работающая на рынке компания, не можем гарантировать клиенту какую-то минимальную доходность и это прописано в наших договорах. 

 

- На ваш взгляд, какую максимальную доходность можно сейчас "выжать" из рынка?

- Зависит от того, какой уровень риска приемлем для инвестора. У меня по собственному портфелю еврооблигаций доходность 6,5%, по рублевому – 14%, и это при том, что у меня умеренно-консервативный риск-профиль.  

 

- Как изменилась география клиентов?

- Еще несколько лет назад у нас была стабильная пропорция по привлечению средств: 70% - Москва, 30% - регионы. Затем мы вышли 50%/50%. А в этом году в некоторых месяцах регионы даже приносили больший приток, чем столица. И это не разовое событие: постоянный приток идет из Санкт-Петербурга, Краснодара, Новосибирска, Челябинска. 

 

- Клиенты из каких групп доминируют в регионах?

- Две группы – состоятельные клиенты, заинтересованные в индивидуальном доверительном управлении, и состоятельная розница. 

 

- А массовая розница? У потребителей просто нет средств даже для небольших коллективных инвестиций? Или же они не видят смысла вкладывать 1000 рублей, чтобы получить 1100? 

- Здесь играют роль два фактора. Первый – это развитие экономики в целом.

Второй фактор – доля сбережений в структуре расходов пользователей. В Германии вполне нормально, когда ты вкладываешь в ПИФ пусть "небольшие" 50-70 евро, но каждый месяц. И за пять-десять лет образуется хорошая "подушка" для крупной покупки. В России пока, к сожалению, далеко не все смогли оценить удобство таких инструментов. У нас каждые десять лет какое-то потрясение и пока нет доверия к долгосрочным инвестициям. А ведь доверие – ключевой фактор развития нашей индустрии. Вот, например, в развивающихся Китае и Индии фантастические 89 и 90% доверия к инвестиционным институтам со стороны частных инвесторов. И в итоге в Индии доход на душу населения в 10 раз ниже, но активы открытых паевых фондов на душу населения в 10 раз выше, чем в России.


"ПОКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИ СЛОЖНО РАЗМЕЩАТЬ 100 МЛН РУБЛЕЙ ПО ОДНОМУ КЛИКУ"
- "Альфа-Капитал" первой запустила продажу ПИФов через "Яндекс.Маркет", - расскажите о первых итогах этого проекта?
- Мы начали продажи продуктов через интернет 25 декабря прошлого года и сейчас у нас около 2 тысяч клиентов, которые пришли к нам через виртуальное пространство. Выход на "Яндекс.Маркет" стал частью стратегии по представлению наших продуктов на всех крупных маркет-плейсах. Таким образом, мы последовательно движемся по пути диджитализации услуг по управлению активами, на который встали первыми в нашей индустрии.

- Аудитория покупателей в сети отличается от той, что приходит в традиционные офисы? 
- Пользователи в сети – это массовая и состоятельная розница. Такие клиенты покупают паевые фонды и коробочное доверительное управление. 
Наиболее состоятельные клиенты предпочитают традиционный визит в офис и личное общение с управляющими. Пока психологически сложно размещать 100 млн рублей по одному клику. Но, у этой категории спрос на онлайн услуги появляется на следующем этапе: клиентам нужно убедиться, что у них есть удобный личный кабинет, мобильное приложение, то есть максимально оперативный доступ к прозрачной, четкой информации по портфелю. 

- Сколько в целом в этом году пришлось на продажи онлайн? 
- По объему активов это не очень большая величина – порядка 2% продаж. Но с точки зрения розничных продуктов, динамика нас радует – в ноябре 50% действующих клиентов розничных фондов купили паи именно через онлайн. 

- Как изменился продуктовый ассортимент компании за последний год?
- Наша ниша – умеренно-консервативные решения и мы не планируем ее менять. 80% нашего портфеля – это облигационные стратегии. 

- Несколько лет назад на рынок вышел целый ряд "экзотических ПИФов": ПИФы спортивных команд, стартапов… Какие инструменты и бумаги сейчас стали активнее использовать, кроме традиционных акций? 
- Начали активнее работать с иностранными ценными бумагами, разрабатываем структурированные финансовые продукты, используем ETF'ы западных эмитентов. 


"50 УК НА ТЕКУЩЕМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РЫНКА ВПОЛНЕ ДОСТАТОЧНО"
- Правительство продолжает работу по деофшоризации. Является ли этот фактор драйвером для вашего рынка? 
- Мы столкнулись с крупным притоком средств из зарубежных банков в Россию. Число клиентов индивидуального доверительного управления за последний год выросло с 12 до 17 тысяч. Этому способствовала не только деофшоризация, но и амнистия капиталов и повышение активности налоговых органов. Клиенты хотят "устаканиться" и четко определиться с тем, где и какие налоги они платят, особенно на фоне растущих требований зарубежных регуляторов и банков к прозрачности любой, в том числе исторической, информации. На российской земле налоги платятся спокойнее и быстрее, управляющие компании сами являются налоговым агентом.

- Вы часто сталкиваетесь с проблемой, что выводимые из офшора средства оказываются нажитыми незаконным путем? 
- Не часто. Играет свою роль то, что в России увеличилось необходимое количество подтверждающих документов. Специально для анализа таких документов у нас выделена отдельная группа специалистов, требования по легализации категорически ужесточаются. 

- Какие еще факторы в следующем году будут стимулировать рост рынка?
- Оба перечисленных "внешних" фактора – деофшоризация и снижение ставок – останутся актуальными. 
Третий "внутренний" фактор – компаниям самим нужно активнее развивать рынок: совершенствовать свои продуктовые линейки, расширять сети продаж, осваивать новые каналы. Лидеры рынка должны создавать простые, понятные, удобные для клиентов решения, то есть просто качественно системно работать. 

- Какой в целом ожидаете приток в следующем году? 
-  Рассчитываем на рост в 25-30%. 

- Помимо средств розничных инвесторов, вам не интересно было бы поработать в других сегментах рынка – НПФ, фонды страховых компаний? 
- Мы никогда не отказывались от работы на этих сегментах, просто именно направление по работе с физическими лицами было принято в качестве стратегически приоритетного. У нас есть партнерские отношения с некоторыми страховыми компаниями. Что касается НПФ, то на этом рынке пока ограничено место для рыночных управляющих компаний. Большинство крупных игроков предпочитает работать с внутригрупповыми УК и пока мы не видим предпосылок для изменения этого тренда. 

- Как будет меняться доля средств корпоративных клиентов в балансе компании в ближайшие 2-3 года?
- Сейчас 90% находящихся под нашим управлением средств – средства физических лиц, 10% - корпоративных клиентов. В ближайшие пару лет доля средств корпоративных клиентов вырастет до 20%, а розничных уменьшится до 80%. 

- Указанные 10% прироста в корпоративном сегменте – это средства страховщиков? 
- Да, планируем активизировать работу со страховщиками, предоставляющими услуги страхования жизни. Также нам интересны все юридические лица со свободной ликвидностью в принципе. Эти игроки размещают свободные средства на депозиты, в нынешних условиях часть из них, надеемся, заинтересуется облигационными стратегиями. Это соответствует и международной исторической практике: сначала компании рассчитываются с долгами, чем многие занимались в 2014 г., потом – как 2015-2016 гг., происходит накопление ликвидности – и сейчас, по мере снижения дохода, на эту ликвидность идет поиск дополнительных инструментов для инвестирования. 

- Что мешает корпоративным клиентам активнее пользоваться услугами доверительных управляющих и сместить акцент с депозитов? 
- Та же самая причина: когда ставки по депозитам были высокими, не было потребности искать альтернативу. 
Вот, например, финансовый директор "Альфа Капитала" долгое время держал собственные средства компании в крайне ограниченном наборе инструментов – депозиты топ 5 банков и 2-3 высококлассные облигации. А сейчас у него появляются новые идеи, обсуждаем более активное управление собственным портфелем, расширение набора эмитентов и даже добавление в портфель 5%-10% акций. 

- Вы видите возможности для слияний и поглощений в отрасли? 
- На рынке более 300 управляющих компаний и новая волна консолидации возможна. На фоне роста требований со стороны ЦБ число участников отрасли будет сокращаться. Что касается нашего участия в этом процессе – мы периодически ведем переговоры, но сейчас сделок в работе нет. 

- Какой минимальный уровень активов необходим для создания УК?
- В нашем понимании планка находится на уровне 10 млрд рублей. При маржинальности в 1% этого может хватить для покрытия расходов. 

- Сколько управляющих компаний нужно России?
- Мне кажется, 50 УК на текущем этапе развития рынка будет вполне достаточно. Очищение рынка уже происходит, уходят совсем небольшие игроки, снижается число кептивных УК, поскольку растут требования к собственному капиталу и его качеству, к системам управления рисками и ведения отчетности, к аудиту и контролю, к автоматизации внутренних процессов и раскрытию информации. Все чаще игроки понимают, что создавать УК, которая изначально работает не на рыночных принципах, неэффективно.