Вадим Махов, основатель Bard Worldwide: В России Tesla, скорее всего, обанкротилась бы
МОСКВА, 25 авг - ПРАЙМ. Вадим Махов несколько месяцев назад ушел с поста председателя совета директоров группы "Объединенные машиностроительные заводы" и возглавил собственный инвестиционный фонд Bard Worldwide. О том, в какие проекты будет инвестировать новый фонд, чему можно поучиться у "красных директоров" и чем плохи акции Tesla он рассказал в интервью для совместного проекта Ассоциации менеджеров и агентства "Прайм".
- Расскажите, чем вы сейчас занимаетесь?
- Я основал инвестиционный фонд Bard Worldwide. Фактически, фонд был запущен еще до начала моей работы в ОМЗ и специализировался во вложениях в высокие технологии. Например, фонд инвестировал в Tesla Motors в ходе ее IPO, в производителя биотоплива нового поколения Joule Unlimited и ряд других компаний. Бумаги не требовали какого-то активного управления, а я последующие пять в больше степени был сосредоточен на своей работе в тяжелой промышленности.
Параллельно писал собственную книгу - "Счастливый клевер человечества", - работая над которой анализировал мировую историю инноваций и отобрал 10 технологий, которые, на мой взгляд, будут создавать новую экономику. Все эти технологии уже активно развиваются, и я решил в них инвестировать.
- Инвестор должен быть философом-исследователем?
- Три века назад весь ваш капитал можно было инвестировать лишь в одно из трех направлений – недвижимость, сельское хозяйство и торговля. Самым популярным из этих вложений, по данным Goldsmith, были сельскохозяйственные земли, на которые по разным оценкам приходилось более половины всех экономических активов. Но, уже через два века на сельское хозяйство приходилось лишь 4% всех активов. То есть, стоимость этого самого вроде бы простого и перспективного вложения за достаточно короткий срок упала почти в 4 раза!
Сейчас то, что происходило раньше за два века, занимает 20 лет. Поэтому, если инвестор не видит того, что на самом деле происходит, он может потерять свой капитал.
Кроме того, важно не только держать в фокусе глобальные макро-тренды, но и научиться находить компании, которые лучше всего их воплощают. Какую компанию можно назвать успешной? Эволюционирующую.
- Поясните.
- Речь идет о модели четырехлистного клевера, которая и дала название всей книге. Как и в счастливом клевере, в модели четыре компонента – создание бизнес-модели и продукта, встраивание продукта в рынок, конкуренция с аналогами, совершенствование продукта. И так цикл за циклом.
Как правило мы входим в компании, у которых уже есть выручка. Это значит, что рынок уже заинтересован в таком продукте и компании нужны средства для мультипликации ее бизнес-модели.
"Рассчитываем увеличить стоимость нашего портфеля в два-три раза"
- Почему тогда вы продали акции Tesla и не внесли их в капитал фонда?
- Исходя из денежного потока, Tesla, несмотря на гигантские перспективы, имеет отрицательную денежную стоимость. До сих пор непонятно, а когда же компания начнет хоть что-то зарабатывать.
Кроме того, Tesla хронически не выполняет своих обещаний, и она почти ни разу не сдала анонсированные проекты по расширению модельного ряда или выпуску новых авто вовремя. Все эти задачи решались с задержкой в два-три года. К тому же, миллиарды долларов в электромобили инвестируют и другие компании – Google, BMW. Нет гарантий того, что они раньше не разработают бизнес-модель лучше, чем у Tesla. Я взвесил все эти факторы и понял, что уже получил достаточную доходность, а дальнейший риск сохранения бумаг себя просто не оправдывал.
- На какую доходность ориентируется фонд?
- Мы рассчитывает увеличить стоимость нашего портфеля в два-три раза в ближайшие пять лет.
- Под управлением фонда только ваши средства?
- В основном мои и партнеров. В сентябре начнем кампанию по привлечению дополнительных средств. Мы хотим привлекать средства инвесторов, которые верят в то, что через несколько лет уже половина мирового ВВП будет приходиться на новые технологии. Мы видим перспективные сегменты и умеем находить и отбирать компании, которые смогут их захватить. Соответственно, мы вложим в этим компании свои средства и если инвесторы разделяют наши взгляды, то готовы помочь им войти в их капитал.
- Какой объем средств собираетесь вложить в новые проекты?
- Сейчас под управлением фонда 50 млн долларов. Первые инвестиции сделаны в биомедицину, компанию, разрабатывающую новую технологию генетической терапии. В процессе другая сделка, по вхождению по вхождению в капитал геокосмической компании, производящей спутники.
- Чем вас заинтересовал этот сектор?
- Во-первых, меняется законодательство, регулирующее работу отрасли. Все больше стран приветствуют приток в сектор частных инвестиций.
Во-вторых, частные инвестиции уже доказали свою эффективность и разработанные коммерческими структурами спутники нередко в разы оказываются дешевле и функциональнее существующих аналогов.
В-третьих, открываются гигантские возможности в области продвижения интернета-вещей. Для развития этого направления необходима новая инфраструктура и ее вполне можно создать на базе группировки частных спутников.
"Если у вас есть успешный инновационный бизнес, вам будет сложно его продать"
- Где вы находите объекты для инвестиций – это Россия или зарубежные компании?
- И в России, и за рубежом. Главное, чтобы инвестиция имела большой потенциал. Например, инвестиция в Tesla. У компании при 6 млрд долларов годовой выручки 1,2 млрд убытка. При этом, уже несколько лет подряд ее убытки только удваиваются. В России, Азии или Европе такая компания скорее всего просто обанкротилась бы, не найдя дополнительного финансирования, в то время как в США ее капитализация уже превышает 30 млрд долларов. Рынок видит в ней лучшую в своем роде бизнес модель.
Кроме того, не забывайте, что оценка компании складывается не из прошлых, а из будущих доходов. Это означает, что 99% стоимости, заложенной в акции Tesla, - это денежные потоки, на которые рассчитывают инвесторы, через пять-десять лет. Такое положение дел в США возможно благодаря двум уникальным факторам: на этом рынке есть одновременно и сильная экспертиза в области оценки перспективных технологий и большое количество ликвидности. В то время как на развивающихся рынках, в том числе в России, рынок эффективного капитала лишь только формируется.
- Какие еще сложности кроме финансовых мешают производству в России инновационных продуктов?
- Высокие ставки по кредитам – 15-20% в рублях. Такая ставка позволяет финансировать лишь в уже апробированные технологии.
Кроме того, на инновационную продукцию в России просто не сформирован достаточный спрос, присущий новой индустриальной технологической платформе. На Западе крупный бизнес видя фирму с перспективной технологией, которая в перспективе может вырасти в сильного конкурента, не задумываясь предпочтет купить ее у основателей. В России такой практики нет и даже если у вас есть успешный инновационный бизнес, вам будет крайне сложно его продать.
- В правительстве уже неоднократно обсуждались меры стимулирования закупок госкомпаниями инновационной продукции у предприятий малого и среднего бизнеса.
- Это шаги в правильном направлении, но остается главная задача - претворить эту концепцию в жизнь.
- А продажи инновационной продукции за рубеж?
- Тут проблема во встраивании в цепочку создания стоимости клиента. Ты должен знать бизнес своего покупателя и четко понимать, а какую именно из его потребностей ты собираешься удовлетворить. Проблема в том, что для этого нужно ежедневно взаимодействовать с покупателями и работать с ним за рубежом.
"Я глубоко уважаю "красных директоров"
- Вы пришли из сектора тяжелой промышленности, но решили заняться венчурным инвестированием. Разве не проще было бы запустить своей проект в области тяжелой промышленности, например, разработать установку для сжижения СПГ и продавать ее российским компаниям "под соусом" импортозамещения?
- Это очень долгий и тяжелый путь. Бизнес СПГ под силу только крупным, мощным и устоявшимся на рынке компаниям, как, например, ОМЗ, обладающей всеми необходимыми компетенциями. На самом деле я всерьез рассматриваю инвестиции в ряд схожих, но менее капиталоемких направлений, пока не освоенных ни российскими, ни зарубежными компаниями.
- У российской тяжелой промышленности есть какие-то конкурентные преимущества?
- У нас по-прежнему высокое качество образования и многие перспективные специалисты идут работать в этот сектор. Это гигантское преимущество. На Западе почти все студенты-инженеры интересуются в первую очередь работой в интернет-компаниях, как Google или Facebook.
- Философия инвестора и философия менеджера сильно отличаются?
- Профессиональный инвестор – это акционер, он смотрит на дизайн-схему, и он относится к бизнесу менее линейно. Менеджер в большей степени завязан на выполнение конкретных KPI и вынужден действовать в рамках внешнего целеполагания.
Одновременно у инвесторов и предпринимателей очень разное отношение к риску. Очень часто наемные менеджеры готовы браться за крупные проекты даже если вероятность их успеха меньше 50%. Инвесторы, понимая, что они рискуют собственными средствами, очень тщательно взвесят, прежде чем браться за проект с таким уровнем успеха.
- Какими качествами должен обладать менеджер, чтобы сделать карьеру в российском машиностроении?
- Выносливость и адаптивность. За последние пять лет в ОМЗ прошел следующий путь: компания начала выполнять заказы в срок, внедрена система оценки качества, внедрена система управления себестоимостью, которая позволила снизить цены на продукцию группы еще до девальвации рубля, построено цифровое производство. Фактически под каждую из этих задач необходимо подбирать отдельную команду управленцев. Знаете, кто обладает этими качествами? – "красные директора". Я их глубоко уважаю.
Еще одно важнейшее качество для менеджера – умение "варить кашу из топора". Руководство компании на всех уровнях должно быть готово менять ее бизнес-модель. Очень часто приходится это делать прямо по ходу проекта.
- Какие компании, не считая мировых признанных лидеров, сейчас, на ваш взгляд, являются пионерами инноваций?
- Их очень много, просто они очень часто неизвестны широкой публики. Например, это компания Promt, специализирующаяся на технологиях машинного перевода и владеющая сайтом translate.ru. Наш фонд – один из ее инвесторов. Компания разработала новую версию своего продукта, которая позволяет полностью анализировать текст. Не просто его механически перевести, а разобрать – какие в тексте есть сущности и обстоятельства – и в зависимости от этого уже создавать перевод. У этой технологии гигантский потенциал: например, ее можно использовать при создании ботов для интернет-магазинов по всему миру.
https://1prime.ru/Interview/20160825/826422906.html