Вопрос: Дмитрий Владимирович, с чем связана реорганизация структуры ФСФР?

Ответ: Скажу с чем это не связано. Это не связано с созданием мегарегулятора и не связано с тем сокращением численности, которое мы должны провести в нашей службе в соответствии с распоряжением правительства.

Решение о проведении реорганизации ФСФР было вызвано, в том числе, увеличением поднадзорных нам субъектов финансового рынка – это страховые компании, микрофинансовые организации и кредитные кооперативы.

Мы провели работу с рядом консультантов, которые проанализировали структуру ФСФР.

В мире существует две модели регулятора финансового рынка: продуктовая и функциональная.

Продуктовая модель предполагает регулирование рынка, исходя из сегментов финансового рынка. Так, для страховых компаний создается свой блок, для микрофинансовых организаций – отдельный, для рынка ценных бумаг – то же и т.д. То есть каждый институт имеет свое подразделение в структуре регулятора.

Функциональная модель регулирования строится в зависимости от вида регуляторной и надзорной деятельности самой финансовой службы. Такая модель предполагает создание блоков лицензирования, сбора отчетности, мониторинга отчетности, проведения проверок, вынесения административных предписаний, штрафов, взысканий и так далее.

Вывод был такой, что современные регуляторы строятся по функциональной модели. В основе деятельности - сквозная функция. Например, если надзор, то надзор над всеми участниками финансового рынка – участниками рынка ценных бумаг, страховыми компаниями, НПФ и регистраторами. Если лицензирование, то тоже единое управление по лицензированию всех видов деятельности.

Постепенно думаем двигаться к такой структуре, поэтому сделали первый шаг, объединив все функции лицензирования, которые были у нас разбросаны по трем управлениям в одном управлении лицензирования, которое будет заниматься лицензионной деятельностью всех поднадзорных ФСФР России организаций.

В рамках реорганизации создано ещё два управления, одно из которых занимается регулированием, созданием нормативных актов для страхового рынка, и второе – для участников всех других поднадзорных ФСФР рынков.

Вопрос: Планируете ли какие-либо преобразования в текущем году?

Ответ: До Нового года, скорее всего, никаких изменений не будет.

У нас сейчас объединены в одно управление надзор и проверка, а также вынесение административных решений о санкциях. Я думаю, это неправильно, необходимо разводить эти функции. Нужно, чтобы одно подразделение занималось проверками всех участников финансового рынка, далее передавало полученные результаты в другое подразделение, которое будет принимать решения о каких-либо санкциях.

Вопрос: Как эти структурные изменения соотносятся с вашими предложениями по созданию специального агентства при ЦБ РФ в рамках создания мегарегулятора на финансовом рынке? Понятно ли, какой будет структура службы?

Ответ: Такая структура службы может существовать как под правительством, так и под ЦБ. Структура зависит от тех функций и задач, которые стоят перед службой, а не от того, к какому ведомству она будет административно относиться – к правительству или ЦБ. У нас есть свои функции, которые мы обязаны выполнять.

Вопрос: Предполагает ли новая структура ФСФР изменения, касающиеся численности сотрудников службы?

Ответ: Мы направили в правительство РФ обоснования дополнительной численности. У нас увеличилось количество функций и поднадзорных организаций, появляются дополнительные риски в финансовой системе, которыми нужно серьезно заниматься.

С другой стороны, у есть указ президента и принятое постановление правительства от 2009 года, в котором говорится, что госведомства должны сократить личный состав на 20%, и расписан план сокращения штата по годам. В соответствии с этим постановлением, мы должны сократить 165 человек в 2012-2013 годах. Сейчас будем пытаться найти выход.