МОСКВА, 24 фев - Прайм. Екатерина Потапова. Различные посредники играют все большую роль при продаже услуг на страховом рынке РФ и получают за свои услуги все больше денег от страховщиков, свидетельствует анализ статистики ЦБ РФ за 2013 год, проведенный агентством "Прайм".

Из 904,8 миллиарда рублей страховой премии за 2013 год 68,4% было получено при участии страховых посредников, в то время как в 2012 году эта доля составляла 64,2%. Прямые продажи полисов в офисах за прошедший год сократились на 2% и принесли страховщикам 283,9 миллиарда рублей взносов.

Рост взносов через посреднический канал составил в 2013 году 18,8% и опередил рост рынка в целом (11,1%). Вместе с тем, комиссионное вознаграждение (КВ), выплаченное страховщиками продавцам своих услуг, увеличилось за 2013 год на 26% и превысило 147,8 миллиарда рублей.

Среди посредников наибольший объем премий страховщикам традиционно приносят физические лица (агенты) – 268,6 миллиарда рублей (29,6% от совокупных премий), которые являются самым дешевым каналом продвижения и продаж страховых услуг. Средний размер КВ агентов не превышает 17% при среднерыночном уровне в 23,9%.

На втором месте по объему принесенной страховщикам премии стоят банки с объемом в 144,8 миллиарда рублей (16%), замыкают тройку "другие юридические лица" с премиями в 101,7 миллиарда рублей (11,2%).

На четвертом месте находятся автосалоны с показателем 67,96 миллиарда рублей. За ними следуют страховые брокеры – 25,2 миллиарда рублей, страховые организации – почти 6,3 миллиарда рублей, туроператоры – 3,1 миллиарда рублей, медицинские организации – 1,3 миллиарда рублей, объекты почтовой связи - 60 миллионов рублей.

Интернет пока не пользуется у россиян популярностью для покупок полисов, никаких прорывов за год в этой области не произошло. Объем премии сохранился примерно на уровне 2012 года в 1,6 миллиарда рублей, а доля в общем объеме премии несущественна.

САМЫЕ ЩЕДРЫЕ СТРАХОВЩИКИ

Самую высокую комиссию платят страховые компании по страхованию жизни и работающие в связке с банками. Так, "Ренессанс жизнь", входящая в десятку крупнейших страховщиков РФ, выплатила за 2013 год КВ в размере 87% от полученной страховой премии, у "Хоум кредит страхования" этот показатель составляет 78%, у СК "Кардиф" – 74%, у "ППФ Страхование жизни" – 70%, а "Кредит Европа Лайф" – 69%.

Стоит отметить, что вознаграждение, полученное банками от страховщиков, выросло за 2013 год на 46%, в то время как объем премии через банковский канал вырос на 36%. Средний размер КВ кредитных организаций самый высокий на рынке и составляет 45,4%.

Крупнейшие розничные страховщики платят гораздо меньше своим посредникам. Так, крупнейшая компания РФ – "Росгосстрах" - заплатила посредникам лишь 4% от премии, "Ингосстрах" – 16%, "РЕСО-Гарантия" – 18%. Ведущий корпоративный страховщик СОГАЗ заплатил продавцам 18%.