Наверное, самый действенный способ пережить пандемию — это оказаться в нужной отрасли. «Асконе» в этом плане повезло, и все наши направления бизнеса находятся в отраслях, которые сейчас на подъеме.
Что касается "страховки", здесь очень важно здоровое финансовое состояние компании. Необходимо всегда его поддерживать и не слишком рисковать. Мой совет — очень тщательно следить за уровнем долга и наличием необходимого резервного фонда в виде свободного кэша, который позволит пережить сложные времена.
Также стоит обратить внимание на диверсификацию бизнеса с точки зрения использования разных каналов продаж. Как правило, кризисные ситуации приводят к тому, что какие-то каналы падают, а какие-то взлетают. Важно участвовать во всех возможных каналах продаж, чтобы быть готовыми к оперативному изменению стратегии и более активной работе там, где идет рост. Сегодня крайне опасно быть монокомпанией.