Когда речь заходит о монетарном стимулировании или, например, о том, что плохая статистика из Германии увеличивает вероятность дальнейших стимулов от ЕЦБ, стоит понимать что Европе не так просто перейти с одних рельсов на другие.

Ведь все, что делала Европа до сегодняшнего дня как в фискальной, так и в монетарной политике укладывалось в классическое понимание регулирования экономики в условиях кризиса. А именно - в европейскую концепцию "затягивания поясов", где Европа как бы едина, но кошельки у всех разные.

ЕЦБ, конечно же, намекает, что может запустить QE, и ЕЦБ очень бы этого хотел. Но запуск QE будет не просто локальным событием, он фактически будет знаменовать собой полную смену вектора всей посткризисной политики Европы.

QE, это если так можно выразиться, - это совершенна другая философия, совершенно другой подход, полностью противоположный политике затягивания поясов.

Сложно ведь представить, как смогут одновременно вместе уживаться и политика затягивания поясов, и одновременная программа по выкупу облигаций. Призыв Германии к странам периферии жить по средствам и скупка облигаций - это диаметрально противоположные действия.

Главный вопрос для европейского количественного смягчения - это вопрос о том, что и в каком объеме сможет скупать ЕЦБ и какие лимиты будут у разных активов. Будет ли соблюден принцип равенства всех стран. Должен ли ЕЦБ, скупая, например, облигации Испании, покупать также и облигации Дании и в каком количественном соотношении?

Например, из объема эмиссии 1 трлн. евро проблемной Греции может достаться только пара процентов, если ориентироваться на то, что вес экономики Греции в экономике еврозоны не велик. А если направить Греции долю больше, чем доля ее экономики, то не будет ли это дискриминацией по отношению к другим странам? Ведь так или иначе скупка активов той или иной страны будет менять ее счет текущих операций, и речь будет уже идти о чистом датировании. 

Этот вопрос - вне компетенции ЕЦБ, его могут решить только политики и только если полностью поменяют свой подход к экономическим проблемам, сменив политику затягивания поясов, где все должны жить по «хозрасчету», на политику, где будут допустимы так называемые дисбалансы.

Таким образом, без соответствующих заявлений политиков желания ЕЦБ останутся просто желаниями. А если такое решение все же будет, то воспринимать запуск QE нужно будет не как просто смену монетарной политики, а как смену экономической политики Европы вообще.