На одном из предыдущих заседаний ЕЦБ смягчил денежную политику. Курс евро снизился, но дефляционное давление в Европе не исчезло. Причина роста - действия регулятора не привели к тому, что ликвидности в Европе стало больше. Курс евро просел, но это, скорее, эмоциональная реакция, а не следствие того, что евро стало больше.

По факту баланс ЕЦБ не вырос, банки не увеличили объем кредитов, привлеченных у регулятора, даже напротив - общий объем заимствований европейских банков у ЕЦБ снизился. Межбанковский рынок кредитования не стал более живым и гибким. Все осталось почти так же, как если бы ЕЦБ вообще ничего не делал.

Реакция финансового мира Европы на действия ЕЦБ удивляет, но если разобраться, то все достаточно логично. Хорошие банки и до заедания ЕЦБ имели достаточно свободной ликвидности, и для них разница в ставке ЕЦБ, равной 0 или 0,15 или 0,25, не существенна. Если деньги есть, то они есть, причем, у многих так называемых хороших банков ликвидности более чем достаточно, и для них большей проблемой является не то, где взять эти деньги в кредит, а то, куда бы припарковать то, что есть в наличии.

ЕЦБ понизил ставку по депозитам до отрицательного значения в надежде на то, что хорошие банки направят снятые деньги в экономику. Банки деньги сняли, но в экономику не направили - деньги остались лежать мертвым грузом, лишь поменяв счет.

Плохие банки, у которых есть проблемы и которые нуждаются в деньгах, также несильно ощутили на себе смягчение политики. Они не могли брать деньги в долг у ЕЦБ не потому, что 0,25% для них было дорого, а потому, что качество их активов было недостаточным.

Когда банкам тяжело, они готовы брать деньги и по 0,25%, не дожидаясь времени, когда ставка будет ниже. Поэтому все, что плохие банки могли занять у ЕЦБ, они уже давно заняли и исчерпали свои лимиты.

Ставка для них удешевила заимствования, но не увеличила лимиты. С другой стороны, хорошие банки от действий ЕЦБ не стали больше доверять плохим банкам, потому что балансы плохих банков остались плохими.

Таким образом, если ЕЦБ хочет оживить финансовый мир в Европе, он должен придумать способ сделать плохие активы хорошими, что "улучшит" балансы и приведет к росту доверия банков друг к другу.

А лучший способ сделать это - запустить полноценное европейское QE. Дело даже не в том, что QE будет выкупать активы и тем самым наводнять рынок ликвидностью. Дело в том, что активы, которые будут выкупаться ЕЦБ, автоматически станут "хорошими", и проблемные банки сразу же смогут вздохнуть легче.

Хорошие банки, видя, что ранее "плохие" активы более не являются таковыми, будут охотнее кредитовать плохие банки на межбанковском рынке, и от этого система хоть немного, но придет в движение.

Аналог подобного в США - это американские QE в части скупки ипотечных бумаг со стороны ФРС. Сам факт того, что ФРС стала выкупать проблемные активы, привело к тому, что эти активы перестали быть проблемными. А это, в свою очередь, почти автоматически привело в порядок балансы огромного количества американских финансовых институтов, связанных с ипотечным рынком.

ЕЦБ, если хочет действительно оживить свою финансовую систему, должен сделать что-то подобное, что бы не просто модифицировало прикладные условия для банков, а в корне бы поменяло оценку проблемных активов в лучшую сторону.