20-21 июня впервые в истории еврозоны ставка LIBOR овернайт опустилась ниже нулевой отметки. Так, в четверг она составила 0,00214%, в пятницу - -0,00143%. Для сравнения, на 1 июня ставка была 0.44786%, а год назад - 0.03286%.

На наш взгляд, важнейшее влияние на ставку могли оказать последние решения ЕЦБ - снижение ключевых ставок. Напомним, что на последнем заседании ключевая ставка рефинансирования была понижена на 10 б.п. до 0.15%, депозитная ставка опустилась в отрицательную область ( 0,1%), а ставка по краткосрочным операциям привлечения ликвидности через «дисконтное окно» (Marginal Lending Financing) была снижена до 0,4% с 0,75% ранее.

Эти решения в целом оказались действенными, по крайней мере, краткосрочно. Отрицательная ставка по депозитам способствовала изъятию с депозитных счетов остатков избыточной ликвидности, большая часть из которых была «запаркована» там после двух этапов LTRO. Так, депозиты в ЕЦБ сократились с 40 млрд евро на начало месяца до 15 млрд евро в середине июня. В текущих же условиях банки готовятся к новым раундам аукционов по предоставлению долгосрочной ликвидности (long-term refinancing operations, LTRO), первый из них запланирован на сентябрь, и возвращают капитал/консолидируют его на корсчетах.

На наш взгляд, с запуском всех анонсированных ЕЦБ мер монетарной поддержки экономики сверхнизкие и даже отрицательные ставки могут стать new normal для европейского межбанковского рынка.

К примеру, в Японии в период начиная с 2001г. (ключевая ставка Банка Японии была понижена до 0,1%) по настоящее время ставка овернайт в японских йенах неоднократно опускалась ниже нулевой отметки. Последний раз это произошло в конце февраля - начале июня текущего года. Ликвидность в мировой финансовой системе явно избыточна, однако пока она не выходит далеко за пределы финансового сектора. Предприятия не готовы рассматривать проекты с длительными периодами окупаемости, а для повышения привлекательности своих акций проводят обратные выкупы и выплачивают щедрые дивиденды акционерам. Банки же склонны искать возможности для получения дохода на рынках капитала.

Несмотря на намерение ЕЦБ максимально адаптировать новые программы LTRO и выкупа активов под потребности экономики и уменьшить темпы делевериджа, мы считаем, что ликвидность останется также замкнутой внутри финансовых рынков. В целом Европа пока в точности повторяет японский сценарий начала «нулевых» годов с низкими темпами роста, рисками дефляции и делевереджем реального сектора. Как мы помним, в тот же период популярной у глобальных инвесторов стала стратегия carry trade (через йену), основанная на заимствовании средств в национальной валюте государства установившего низкие процентные ставки, конвертации и инвестировании их в национальной валюте государств, установивших высокие процентные ставки. Тот же период, как мы помним, ознаменовался ростом интереса к высокорисковым и сырьевым валютам и в целом к активам emerging markets. Мы считаем, что европейская валюта в ближайшие кварталы может повторить путь йены и стать новой ключевой валютой фондирования операций на рынках капитала. Другими словами, евро может получить статус низкорисковой валюты, а это, в условиях применения risk-on стратегии сулит долгосрочное и достаточно ощутимое ее ослабление. Ожидаемое нами изменение в соотношении балансов ЕЦБ/ФРС может привести к движению пары EURUSD к 1.37-1.38 в течение июня-июля с последующим откатом до 1,33-1,35 в сентябре-ноябре и коррекцией к 1,3-1.31 на конец года.