Прошедшая неделя была очень насыщенной для различных секторов сырьевого рынка. Наверное, самым важным движущим фактором на рынках энергоресурсов и драгоценных металлов стали беспорядки и насилие в Ираке.

Однако сырьевой индекс DJ-UBS смог улучшить свой результат лишь на 0,8%, так как значительный рост в упомянутых двух секторах был компенсирован потерями на рынке промышленных металлов, которые были вызваны волнениями по поводу экономических последствий растущих цен на нефть и проводимого в настоящий момент расследования по делу о двойном учете запасов меди в Китае. Сельскохозяйственный сектор также сдал позиции, в особенности сегмент зерновых, где ожидается богатый урожай в сезоне 2014-2015 гг. 

Энергетический индекс DJ UBS за прошедшую неделю прибавил 3,6%, установив в результате максимальное с 9 декабря значение. Все четыре основных контракта в этой отрасли оказались в верхней части таблицы. В результате такого стремительного роста нефть сорта WTI и бензин достигли самого высокого уровня для этого времени года за последние шесть лет. Кроме того, рост цен происходит как раз в тот момент, когда в США в связи с предстоящим сезоном автомобильных поездок постепенно набирает обороты спрос на сырую нефть и бензин. Также увеличиваются покупки топлива для электростанций, которые работают в усиленном режиме, удовлетворяя потребности в охлаждении, причем в особенности рост наблюдается в некоторых из крупнейших нефтедобывающих странах, например в Саудовской Аравии, где предпочтение отдается прямому сжиганию дешевых видов топлива, а не газу.

Эскалация насилия в Ираке, в случае распространения конфликта дальше на юг, может поставить под угрозу поставки из второй по объемам добычи нефти страны ОПЕК. Вся эта ситуация происходит в сложное для Организации стран-экспортеров нефти время, так как им уже с трудом удается выполнять цель по добыче на уровне 30 миллионов баррелей в сутки. Возьмем, к примеру, Ливию, где добыча сократилась на 90% по сравнению с максимальным значением, и Иран, которому после июля грозят дополнительные санкции, поскольку стране не удалось договориться с Западом по вопросу разработки своей ядерной программы.

В плане наращивания добычи Ирак показывал один из лучших примеров. Правительство поставило амбициозную цель увеличить объемы с текущего уровня в 3,3 миллиона — до 4 миллионов баррелей в сутки до конца этого года и до семи миллионов баррелей к 2016 году. Однако в условиях разворачивающегося конфликта шансы на разработку ресурсов в северной и восточной части страны практически свелись к нулю. В ближайшие дни и недели определяющим фактором будет то, удастся ли сохранить спокойствие и избежать вовлечения в конфликт нефтяных месторождений и экспортных объектов на юге, контролируемых Багдадом, Кербелой и шиитами.

На приведенном ниже графике схематично изображена  динамика цен на нефть под влиянием предыдущих геополитических конфликтов с 2011 года, когда «арабская весна» привела к гражданской войне в Ливии. За указанный период средняя цена на нефть сорта Brent составила 110 долларов за баррель, и все скачки измеряются как отклонения от среднего значения в процентном выражении. Текущий рост можно назвать несущественным по сравнению с предыдущими движениями, но в условиях иракского конфликта и сезонного роста спроса покупатели будут превосходить продавцов до тех пор, пока ситуация не прояснится. Для того чтобы спекулянты, играющие с расчетом на рост цен, пересмотрели свою стратегию, цена должна вернуться в область ниже 105 долларов за баррель по контракту на нефть  WTI и 111 долларов за баррель по контракту на нефть Brent.